ИРКУТСКИЙ “СОЮЗ НЕУГОМОННЫХ”

(Записки андрагога Александра Гордина)

«Даниил Гранин без всякого пафоса сказал:
«Жизнь слишком коротка, чтобы позволить себе быть несчастным».
Я тоже по старости думаю, что надо успевать быть счастливым,
добрым и любимым…»

Александр Ширвиндт

Из книги

«Опережая некролог»

«С 2009 года в Иркутске действует добровольческий образовательный проект “Высшая народная школа” для людей пенсионного возраста, девиз которой «Не доживать – а жить!» В этом году школке исполняется 15 лет …»

(Автоэпиграф)

На фото автор – Александр Гордин

«Андрагог!» – Б-р-р-р   Знаю, это слово корёжит сознание. Сам его, как все иностранные слова, недолюбливаю. Но что поделаешь – «Человек, занимающийся образованием взрослых» – звучит слишком длинно и вычурно. Может быть вы предложите адекватный и лаконичный вариант русского понятия, отражающий смысл этой казённой смысловой конструкции? Буду очень благодарен и стану его продвигать в образовании взрослых. А пока, увы, «андрагог». Чем же особенным он отличается, скажем от педагога?

Педагог в детях ищет себя. Причём, себя интересного. И пытается ученику или студенту помочь развить в себе это интересное, которое якобы в нём есть и совпадает, якобы, с интересным в нём. Вот какая запутанная ситуация… Самое смешное, что сам педагог часто забывает оставаться интересным для своего ученика или студента. Вроде как он должен сам об этом догадаться. Хотя педагог никаких ни внешних ни внутренних признаков интересности не имеет. И, соответственно, возникает риторический вопрос: «А кому нужен такой глубоко спрятанный сам в себе интересный учитель, от которого за версту воняет казёнщиной и педантизмом?»

Андрагог же всегда ищет интересное в себе, чтобы прежде всего остаться интересным самому себе, разумно полагая: «Если ты не интересен себе, почему ты можешь и тем более должен быть интересен другим?». Да ещё взрослым людям. У которых за плечами свой жизненный, иногда очень солидный, опыт…

Если андрагогу повезёт, и он хоть что-то хорошее в себе обнаружил, например, какие-то редкие знания, умение слушать, заражать хорошим настроением, ну хоть, что-нибудь – он стремится немедленно этим хорошим, по-братски, поделиться с другими взрослыми людьми. И в данном случае возраст становиться понятием относительным, что, между прочим, приятно и «ученику», и «учащемуся». А если ещё во время образовательного диалога, взамен от той приятности которую «ученик» получил от своего «учителя», он одарит его в любом виде своими знаниями, умениями и навыками – цель обучения безоговорочно достигнута. Потому что в образовании взрослых, даже вовремя лекционных занятий, всегда «дистанция разности» между обучаемым и обучающим достаточно условная. В том то и дело, что образовательный диалог, который изуверы педагоги-психологи обзывают «андрагогическим взаимодействием», предполагает равноправный обмен приобретёнными жизненными смыслами (опытом) между взрослыми людьми, упакованными в различные виды знаний, умений и навыков. С таким учащимися андрагогу никогда не скучно, а главное – интересно. Интересно самому учиться у них. Если андрагог этого не понимает или не принимает по каким-то причинам – ему нечего делать в образовании взрослых. Образно говоря, тогда его позиция «над» неминуемо превратиться в «под», а может быть ещё ниже…

Вот в каких «тяжелейших» условиях приходится работать в нашей школе андрагогу, в которого, неминуемо, превращаются не только профессиональные классические педагоги, отягощённые званиями и степенями, но и (о чудо!) сами слушатели Высшей народной школы. Именно они – руководители более половины кружков и студий, а их более 20 в ВНШ. Это они, входят в Совет школы, и решают многие сложные текущие организационные вопросы. Они занимаются информационным сопровождением общественно-образовательной жизни школы, руководят группами в социальных сетях, ведут сайты, пишут статьи, книги, выступают на семинарах, проводят мастер-классы и делают ещё очень многое, что и называется неформальным образованием взрослых.

Оглядываясь назад, с уверенностью говорю: «Эти пятнадцать лет не промчались в нашей школе как один день!». Позади немало славных дел, которые мы все вместе – слушатели, преподаватели ВНШ, Иркутский государственный университет в лице Педагогического института, городская и областная администрации, близкие нам по духу общественные организации –  сделали для Иркутска и России[1].


На фото, в центре, Нина Петровна Литвинова, “мама”, возрождённых в 90-ые годы Высших народных школ России со слушательницами ВНШ во время “Недели неформального образования” в Иркутске (2015 г.).


На фото: добровольческий отряд “Неугомонные” во время трудового экологического десанта на острове Ольхон (2020 г.)

Хотя, конечно, говорить о том, что мы сделала всё, что могли и, главное, что ещё можем – рано! Мне лично, наша школа чудиться озорным, немного наивным подростком. У него нараспашку душа, в которую без труда забредают разные люди. Мы одна большая дружная семья. Как и в любой семье между нами бывает недопонимание, обиды, лукавство. Но никто из нас, никогда, не предаёт главную идею общественно-образовательного совместного бытия – делиться радостью творчества друг с другом, светлой палитрой своих чувств, которая способна уничтожать тьму недоверия, неверия, бытовой пошлости и социального пессимизма вокруг нас. Не случайно на гербе нашей школы главный символ – радуга, которая в день открытия Высшей народной школы в феврале 2009 года озарило небо над Иркутском.

Мы не устаём говорить о том, что наша школа – это территория творчества, а значить территория свободы, то есть, ответственного отношения к своей жизни и жизни других.

Что слишком идеально-романтический коллективный получился? И у вас не вольно возникает вопрос: «Всё ли так идеально у нас и все ли нам так рады?» Вопрос правильный. За 15 лет в жизни школы бывало всякое…

Так кто же нас частично или полностью не приемлет или, проще говоря, кого мы своей «неугомонностью» бесим? Думаю, что теоретически, мы должны быть неприятны всем покорно «доживающим»[1]. Но в жизни все не так.  Сколько раз я ловил восторженные взгляды «доживающих пенсионеров» на наших слушателях в электричках, на площадях, в театрах и других присутственных местах. В их глазах читалось: «Пусть я не такой или не такая… Но знай наших!»

Но, одновременно, как не странно, главные наши, условно говоря, «недоброжелатели» – это технички, вахтёры и гардеробщицы, абсолютное большинство которых как раз нашего предпенсионного или пенсионного возраста.

Вспоминается возмущённый возглас одной из них, вооружённой шваброй и тряпкой: «Старые люди, а ведёте себя как дети! Шумите, громко смеетесь, молодитесь! Пора бы уж угомониться…»

Да! Неугомонные! У нас так даже называется наш отряд добровольцев. И сайт наш – «Союз неугомонных» – покаянное, но не окаянное признание своей непоседливости. Я думаю, что такие технички, гардеробщицы и вахтёры нам просто немного завидуют, хотя сами себе в этом признаться боятся. Вот и ворчат…

Ловлю иногда так же настороженные взгляды на себе и на наших слушателях со стороны чиновников. Слава богу, не всех. У нас очень много среди них друзей, которые нам помогаем, а мы им помогаем, чем можем.

И всё-таки во взгляде некоторых из них «чёрным по белому» написано: «Тут дел по горло, а они занимаются всякой чепухой: кружки, праздные лекции, стишки, песенки, танцульки…». Вслух они об этом, конечно, не говорят. Да ещё теперь, когда на правительственном уровне декларируется социальная программа, обязующая их поддерживать «активное долголетие». За пятнадцать лет нашего «боевого существования», только один из них рискнул нечто подобное сказать нам прямо в глаза и то, только потому что мы в тот момент очень от него зависели. А в конце беседы вдруг заявил: «Вот, когда выйду на пенсию и мне будет делать нечего, тогда приду в вашу школу и сяду за парту». Не пришёл. Хотя уже давненько на пенсии…

Словом, работа здесь не при чём, потому что и среди нас есть: настоящие и бывшие охранники, уборщицы, гардеробщицы, ответственные руководители, занимавшие разные важные посты по всей области. Даже один бывший прокурор имеется. И с внуками мы «сидим», и так же между грядок весной, осенью и летом на «карачках ползаем». Просто мы не замыкаемся в своём обывательском и мирке и идём с открытой душой навстречу друг другу и этому миру, приветствуя всё, что нам ещё выпало осилить, узнать и понять. А также всё то, что мы ещё в силах делать для своей семью, города, области, страны. Мы делимся собой с обществом, потому что у нас есть чем с ним поделиться. И потому что этому обществу, как бы оно нас, особенно работающих пенсионеров, «материально недооценивало», ну никак не обойтись! И уверяем вас не только во время очередных голосований…


На фото сводный отряд “Неугомонных” и студентов первого курса социальных педагогов Педагогического института (ПИ) ИГУ на базе практики ПИ в п. Большое Голоусное (2018 г.)

А кто нами восхищается? Не «в жись» не угадаете! – Молодёжь студенческого возраста от 20 лет и старше. Вы бы видели, как они восторженно на нас смотрят в институте, когда мы где-нибудь в закутке или прямо в коридоре репетируем свои этюды во время занятий в студии «Живое слово». Или, не дай бог (а, точнее, – дай бог!) оттачиваем свои хореографические навыки перед или после занятий в танцевальном кружке. Мне лично, мои студенты, не раз говорили, что «ваши дедушки и бабушки многие моложе некоторых моих однокурсников!».

На фото сводный отряд “Неугомонных” и студентов первого курса социальных педагогов Педагогического института (ПИ) ИГУ во время практики на озере Байкал в п. Большое Голоусное (2018 г.)

И конечно же мы радуем своих детей и внуков тем, что не «опустили руки» и, несмотря на все «дефекты возраста», не просто продолжаем жить, а ох как живём! И своим азартом к настоящей наполненной многими событиями жизни заражаем многих, в том числе и своих чад.

Послушайте и услышьте нас.

Наталья Растошинская: «ВНШ – это школа, дарящая крылья.

Дочка, отмечая мой очередной день рождения, высказала очень весомую мысль: «Мама, глядя на тебя, мне не страшно стареть». А внучка, наблюдая за моей жизнью и слушая бесконечные рассказы о школе, недавно изрекла: «Школа для пенсионеров – благодать!»  К этому мне, пожалуй, нечего добавить».                                    

Людмила Арсентьева: «Самое главное – это тот заряд позитива, который я получаю в школе. Наша школа – это коллектив единомышленников. Сюда приходят и остаются здесь надолго только те, кому это действительно необходимо. Дома ты один на один со своими проблемами и далеко не всегда позитивными мыслями. Пришёл в школу – и вокруг люди, приятные тебе. И ты им тоже нужна и небезразлична».

Олег Емельянов: «В последние годы мы активно участвуем в волонтёрском движении: убираем мусор берегах Байкала. И всем, кто бывает с нами рядом, объясняем, что «мы из ВНШ, где у всех поёт душа!». Лично для меня, среди всех многочисленных дел в школе особый интерес представляют занятия по развитию творческих способностей в студии «Живое слово» и литературном клубе «Родные берега».Именно они подвигли меня на то, чтобы написать несколько рассказов и статей, которые опубликованы в наших альманахах «Народное обозрение» и «Родные берега». И моя мечта создать родословную моей семьи потихоньку начала сбываться… Для любого человека полезно, когда его мечты сбываются».

Вера Дикова: «Я лично прихожу в школу, не обращая внимания на своё самочувствие. Она действует на меня как лекарство. Когда я переступаю порог школы – забываются все недуги и неприятности Я исписала уже около десяти толстых тетрадей, в которых законспектировала лекции, и берегу их, так как в них в любое время можно найти полезную информацию.

В школе я начала писать стихи и прозу и мною издано уже несколько книг моих литературных опытов в том числе: «К поэзии седую голову склоню» (2012), «Жизнь и мгновения…» (2014), «Дорога длиною в жизнь!» (2017).

Игорь Давыдов: «У всех нас приходит время выхода на пенсию. Для меня этот момент настал раньше многих. Северный стаж позволил уйти на заслуженный отдых на пять лет раньше, чем большинству граждан. Для многих уход с работы это большой стресс  .Я же покидал свой трудовой коллектив с удовольствием. После того, как финансирование заповедника (где я работал) увеличили в 10 раз, начали меняться директора. Каждый приводил свою команду, и заповедник превратился в зоопарк. Материально я тоже не пострадал. Если раньше чтобы получить свои десять тысяч рублей мне приходилось каждый день тратить три часа на поездку на работу и обратно, то пенсию двенадцать тысяч рублей мне стали привозить домой. А свободное время я смог посвятить любимому занятию – пешему туризму. Но одному гулять по лесу скучно – захотелось найти компаньонов.

Однажды моя жена в электричке встретила группу сборщиков ягод, во главе с Олегом Емельяновым, и сообщила мне, что в Иркутске есть туристическая секция, которая собирается по четвергам в 16 часов в пединституте. В ближайший четверг я пришёл по указанному адресу и был сильно разочарован. Вместо туристов меня ждала лекция по искусствоведению. К счастью Олег оставил свой номер  телефона. Я позвонил и узнал от него, что они все являются слушателями Высшей народной школы, где не только гуляют по лесу и слушают лекции, а ещё обучаются в различных секциях.

Своё совершенствование я решил начать с литературного клуба. Кроме литературного клуба в народной школе есть другие направления. Сейчас я в вязальном кружке учусь вязать крючком»

Галина Сакунова: «С возрастом, наверное, в силу моей «неразговорчивой профессии», я почувствовала себя какой-то косноязычной, неразговорчивой, не умеющей донести мысль до собеседника. А даже казалось мне, что голос мой стал как у пищащей мышки. Занятия в студии «Живое слов» развили разговорные навыки, дали уверенность в себе. Почувствовала, что люди меня слушают, что стала даже немного «артисткой». И что от общения со мной другие тоже получают удовольствие».

Татьяна Максимова: «За то короткое время, которое я посещаю занятия в школе, переехав Иркутск из Черемхово поближе к детям и внукам, у меня появилось много знакомых. Здесь каждый, это – талант, изюминка и при всем этом открытость души и простота. В школе какая- особая благодатная аура. Я полностью окунулась в атмосферу творчества, доброты. Моя жизнь наполнена сейчас внутренней радостью, которая резко отличается от внешней, обыденной жизни. Школа помогла найти единомышленников, друзей и, глядя на других, я сама заряжаюсь идеями, появляется вдохновение продолжать радоваться жизни».

Ирина Фисан: «На первом же занятии прозвучало, что школа – это союз неугомонных. Поскольку я сама неугомонная, сразу поняла: попала туда куда мне надо. Нас всех объединяет интерес к познанию, к тому что жизнь продолжается и, главное, то, что ты в этой жизни, благодаря в том числе и школе, находишься «не на обочине». Ты можешь активно взаимодействовать с людьми, глядящими в одном направлении и так же как ты чувствующих и понимающих окружающий мир. Благодаря этому происходит усиление позитивного восприятия жизни и от этого она становится динамичнее, насыщеннее и разнообразнее».

Любовь Баранова: «Я большую часть своей жизни работала с людьми. И когда вышла на пенсию, мне стало не хватать общения. В школу я пришла почти десять лет назад сначала в литературный клуб. А потом стала полноправным её слушателем, потому что интересно узнавать новую информацию, самой делать общественно полезные дела, одним из которых стало «заложение фундамента» летописи ВНШ в виде альбома. А вообще посещая школу я руководствуюсь девизом: «Двери в школе я открыв – получаю позитив!». Это для меня лично важно: слишком много в окружающем нас мире негативной информации и всем нам не хватает каких-то светлых эмоциональных тонов, жизнеутверждающих событий».

Виктория Тетерина: «Мне нравится то, что организуются встречи с писателями. В школе царит комфортная дружеская, уважительная обстановка. Узнаём очень многое на лекциях и на занятиях в клубах и студиях, хотя вроде бы за плечами большой личный опыт просветительской деятельности. Можно «тряхнуть стариной» и попробовать себя в роли педагога, а также опубликовать свои творческие работы в школьных альманах и на сайте».

Алексей Залуцкий: «Читаешь альманах, разговариваешь ли с людьми в школе – интересно как они по-разному воспринимают одни и те же события, людей, даже пейзажи, посёлки и города. В школе я встретил много ленских, с которыми жил в одной местности на сервере Иркутской области. Мы с ними вместе добровольничаем, помогаем очищать тайгу и берега Байкала. Вот в литературный клуб ходим. Мне очень интересно как они на страницах школьных альманахов рассказывают о своей жизни и жизни земляков. Вспоминается прошлая жизнь, тайга, охотничий промысел… И так светло и по-доброму становится на душе…»

Ирина Петрова: «ВНШ – это целая «эпоха» в моей пенсионной жизни. Всю жизнь я отдала педагогике. Работала в неплохих коллективах. Но Высшая народная школа – это особое содружество людей единомышленников, которым интересно друг с другом в любом деле. А дел таких множество: интересные лекции, встречи с творческими людьми, выходы в театр, замечательные тематические вечера, общественно-полезные акции, путешествия по России и даже за рубеж, выездные занятия ВНШ в Домах престарелых и Детских домах, творческие каникулы, проведения мастер-классов, выставок, летних школ и многое другое – всего не перечислишь. Лучшего коллектива и представить невозможно в наши годы.

Немного огорчает только то, все эти годы (пятнадцать лет!) мы как партизанский отряд, у которого нет даже своего офиса, кружки рассыпаны по всему городу, а лекции наши преподаватели читают там, где их добрые люди пустят. Сегодня это два основных добрых «человека»: городская администрация и Педагогический институт ИГУ…

Под каждым сказанным выше словом я готов подписаться. Для меня лично школа – возможность независимо мыслить, говорить и писать то, что считаю важным для себя, своей семьи и страны. И ещё она мне помогает оставаться любопытным. Мне нравиться наблюдать и исследовать всё что с нами происходит.

Да. Немного грустно. Но должен в такой же тональности развить мысль Ирины. Действительно, наш «офис», стыдно сказать, бывшая коморка, в которой уборщица городского ресурсного центра по адресу ул. Франка-Каменецкого, 22, когда-то хранила свои вёдра, тряпки, моющиеся средства и прочий инвентарь. Проще говоря – кладовка. Помещение шириной 1,5 метра, а длинной метра 3,5, наподобие будки старика Тыквы из популярного некогда мультфильма «Чаплина».

И все наши многочисленные усилия обрести свое постоянное место жительства оказываются тщетными. При этом, как не парадоксально, с нами активно сотрудничают и помогают нам чем могут Педагогический институт ИГУ, городская и областная администрации, Советы ветеранов, общественные организации. Но мы «разбросаны» по всему городу: наши творческие встречи, выставки, мастер-классы проходят в различных учреждениях культуры и образования, там, где в очередной раз нас кто-то приютит.

Надо ли говорить, что такая раздробленность школы, нестабильность места проведения занятий и наших культурно-просветительных мероприятий мешает более содержательному и интенсивному развитию общественно-образовательной деятельности. Школы, которая привносит немало позитивного в культурную жизнь города, имеющая большое количество авторитетных социальных партнёров, остаётся общественной инициативой, хотя у неё налицо все признаки социальной институализации.

У ВНШ есть мобильный аппарат управления в лице Совета директоров, Совет самоуправления школы, в который в полном составе входит старостат. Школа не только известна в городе, области и России благодаря достаточно частому освещению её жизни в городских, областных и российских печатных и электронных СМИ[1], но самостоятельно осуществляет информационное сопровождение своей деятельности с помощью двух альманахов «Народное обозрение», «Родные берега» и сайта «Союз неугомонных» и многочисленных групп «Вконтакте», в которых оперативно решатся вопросы взаимодействия администрации школы со всеми кружками, студиями и клубами ВНШ, которых в школе стабильно около двадцати, а в иные учебные годы и более.

Интересно, наблюдать динамику изменения наших интересов. Я, например, с самого начала создания школы остро завидовал тем нашим слушателям, которые занимались в художественной студии, в которой вначале преподавали студенты Педагогического института, будущие школьные учителя рисования. До сих пор завидую, тем кто занимается в «Живом слове» (руководитель – Л.А. Бабицкая, доцент, к. пед. н, Народный просветитель[2]) и в кружке «Разговорный английский», постепенно ставшим уже «разговорным немецким и французским» (руководитель – Т.П. Блудова, доцент, к. пед. наук, Народный просветитель). Не завидую, но радуюсь за тех, кто занимается танцем (первый руководитель – Л. Плумер, магистр педагогики, сегодня – руководитель – И.И. Терновая, Заслуженный работник культуры РФ), художественной фотографией (руководитель – Д. В. Шматков, фотохудожник, слушатель ВНШ). Отдельный разговор о популярности группы здоровья «Гармония» (руководитель – О.Н. Ивлева, Заслуженный работник физической культуры и спорта Иркутской области, Народный просветитель). В последние годы очень популярный стал кружок скандинавской ходьбы (руководитель – М.Н. Щукина, тренер, слушатель ВНШ). Я точно знаю, как много поклонников среди слушателей ВНШ у нашей студии красоты «Модный сундучок» (руководитель – И.Ю. Пупко, предприниматель, общественный деятель). Сегодня невозможно представить Высшую народную школу без творческой мастерской «ОчУмелые ручки», (руководитель – Л.В Шаманская, слушатель ВНШ), без лектория «Золотое сечение» (руководитель – О.Б. Бельская, искусствовед). «Творческих посиделок» (руководитель – Т.Ю. Галыга, слушатель ВНШ), кружков вязания и бисероплетения (первый руководитель – Т.П.Комарова, сегодня -– О.И. Кудрявцева, Е.Г. Смирнова, слушатели ВНШ), «Марафона благотворительности», руководитель которого, одновременно, проводит занятия в рамках проекта «Будьте моей бабушкой» (руководитель – НГ. Увакина, староста ВНШ), кружка «Беседы по психологии» (руководитель – Т.М. Шушкова, слушатель ВНШ) и, конечно, литературного клуба «Родные берега» (руководитель – А.И. Гордин, доцент, к. пед. наук, член «Союза журналистов России»). И это только те «клубы по интересам», которые действую сегодня. С самого начала общественно-образовательной деятельности ВНШ практиковались и практикуются различные общественно-полезные дела. Конечно в авангарде наш добровольческий отряд «Неугомонные» (руководитель – О.В. Емельянов, слушатель ВНШ) 

Ещё совсем недавно были очень популярны для «людей третьего возраста» курсы компьютерной грамотности, сегодня, в связи с «бумом айфонов» интерес к ним поостыл. Одним из самых популярных клубов ВНШ много лет была мастерская развития творческих способностей «Самовар» (руководитель – С. Рычкова, Н. Кириллова, магистранты Педагогического института ИГУ). Периодически работает клуб «Я люблю рисовать» (руководитель – Н.Г. Увакина, староста ВНШ). И вся эта общественно-образовательная деятельность круто замешана на возникающих дружеских отношениях, которые год от года крепнут и становиться уже неразрывными. Наши слушатели помогают друг другу, например, на даче, вместе отдыхают, ходят в театры, на концерты, в походы. Вообще, образно говоря, литературные кафе[3] и посиделки – неотъемлемая часть занятий в любом клубе по интересам ВНШ.

Нам всегда было интересно наблюдать за самими собой[4]. Какие мы разные! И как это хорошо. Хоть, временами, и непросто. Шутка ли за 15 лет в нашей школе находили себе дело по душе и друзей около семи тысяч человек. Каждый год только новичков приходит от 50 до 100 человек. А ежегодный среднесписочный состав – 400 слушателей, которые на занятия ездят из разных, недалеко расположенных от Иркутска, населённых пунктов. Например, длительное время староста «Разговорного английского» – Татьяна Темникова, живёт в Слюдянка, а её муж Иннокентий хороший друг литературного клуба и постоянный автор, издаваемых клубом альманахов.

Все ли кто приходят в школу остаются в ней? Нет. Причины разные, но как правило не связанные с разочарованием в школе. Интересно другое. Каждый раз вначале учебного года приходят новички. Опыт подсказывает – останутся в школе не все, а только тот, кто готов не только быть потребителем, но и сам приносить пользу обществу. Постепенно выяснилось, что все слушателей можно, конечно условно, разделить на «потребителей», «попутчиков», «неугомонных» (их большинство!) и фанатов, которых мы в шутку называем, апостолами. Именно последние становятся активом и входят в состав Совета самоуправления. Некоторые из них стали преподавателями. Их примерно человек пятьдесят. Это костяк, авангард, творческий локомотив, который непосредственно участвует в разработке образовательных маршрутов, их содержания и вообще ведёт за собой весь отряд.

Конечно, мы оптимисты. На то мы и неугомонные, как говориться, без всяких кавычек. Мы хотим, а значит будем развиваться дальше несмотря ни на что. И ещё … мы верим в своих социальных партнёров. Они у нас действительно хорошие и надёжные.


[1] Начиная с 2009 года по настоящее время общественно-образовательная жизнь школы периодически, но постоянно освещалась таких газетах как «Российская газета», «Восточно-Сибирская правда», «Областная газета», «Мои года» и др. Про неё рассказывалось телевизионных репортажах, информационно-аналитических программах «общественного телевидения России», «Вести», ИГТРК, телекомпании «Аист», «СТС» и др.  (Прим. – автора).

[2] Народный просветитель – звание общественного признания людей, занимающихся образованием взрослых в России, учреждённое, Н.П. Литвиновой координатором деятельности российских Высших народных школ, учредителем и организатором проведения всероссийской акции «Неделя неформального образования в России» (2005- 2020 гг.), научный директор АНО «Дом Европы в Санкт-Петербурге», профессор, доктор экономических наук.

[3] Литературная кафе – это форма неформального общения активно применяется в литературном клубе «Родные берега», как правило, не реже одного раза в месяц (Прим. –автора).

[4] Администрация школы и актив постоянно участвуют в исследовательской деятельности студентов и магистрантов Педагогического института. Они, обучающиеся на кафедре социальной педагогики и психологии, на базе ВНШ проходят практику и пишут свои курсовые, дипломные и магистерские работы (Прим. – автора).


[1] Например, какие-то редкие знания, умение слушать, заражать хорошим настроением и т.п. (Прим. – автора).

[2] Всероссийский с международным участием(Китай-Россия) форум «Образование взрослых в России» в Иркутске (2007 г.), участие в Международных семинарах по образования взрослых в странах Скандинавии (Швеция, Финляндия, Дания) в 2011 и 2012 гг.: инициирование в 2013 году образовательного движения «Иркутск обучающий город», в результате, которого стали в городе регулярно проводится «Недели неформального образования»; открытие при методической поддержке ВНШ Высших народных школах при Советах ветеранах Иркутской области и при общеобразовательных школах в Усолье-Сибирском и п. Карымский Куйтунского р-на  Иркутской области и мн. др. 

[3] Согласно официальным документам Пенсионного фонда РФ, всё население России пенсионного возраста относиться к категории «доживающих», потому что эта часть жизни человека в них обозначается «как период доживания» (Прим. – автора).

Обновлено: 26.02.2024 — 06:08

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *