Высшая Народная Школа В МОЕЙ ЖИЗНИ

На этой странице каждый слушатель Высшей народной школы города Иркутска может поделится со всеми читателями тем, что значит в его жизни школа, в которой он получает новые знания, умения творить что-то новое (в хорошем смысле этого слова) и навыки познавать себя, окружающих людей, общество, природу и, конечно, весь мир в целом.

Маргарита Щукина

ИСКУССТВО это – ЗАЩИТА человека

Любовь к книгам – это  с раннего  детства. Помню бережное отношение к  книгам  в  семье. У мамы на работе была «общественная библиотека»  и  она периодически  приносила на  3-4  дня  книги хорошо  иллюстрированные произведения Корнея Чуковского, Самуила Маршака, Агнии Барто и др. Много учила наизусть. Потом выходила к соседним ребятам (в  послевоенное  время  было  много ребятишек) раскрывала  книгу  и  «читала  вслух»  т.е. наизусть  под  реплики :  «как  хорошо  читает»!

   В  школе    читала запоем. Практика читать под  одеялом в  темноте  при  закрытых ставнях при  эпидемии корью привела  к  ношению  очков.  С пятого по  восьмой  классы уроки  литературы  и  рус-ского  языка преподавала  выпускница  Иркутского  пединститута  Ольга  Степановна,  влюбленная  в  свою  профессию  и  дающая    больше  школьной  программы.  Хотя  она  до сих  пор жалеет  что  не  могла  рассказывать  о  писателях  «Серебряного  века», о  которых  разрешили  и  включили  в  школьные  программы в  конце  восьмидесятых  годов. Мы  поддерживаем  отношения  с  Ольгой  Степановной, периодически  ее  навещаем. В  этом  году  ей  исполняется  90 лет. Она  наизусть помнит много  стихотворений,  четыре  первых  главы  из  «Евгения  Онегина».

В девятом  классе я  пошла  в  математический  класс (Академия  наук  впервые  организовала обучение  программированию). Потом  Политехнический  институт.После  окончания по  направлению  пришла в  проектный институт «Сибгипробум».   В  те  годы  строилось  много  предприятий, комбинатов,  заводов. Молодых  специалистов  отправляли со  всех  городов  СССР. Меня выбрали Председателем  «Совета  молодых  специалистов  института». Что  лучше  всего  организовывает  молодежь:  Искусство  и  спорт. Мы  бегали  на  лыжах  через  Байкал  от  Танхоя  до  Листвянки (42 км),  создали  «Клуб  любителей  искусства».  В  клуб  приглашали  иркутских  писателей  и  поэтов,  в   том  числе  к  нам  приходил   Гайда.  Выписывали  литературные  журналы: «Новый  мир»,  «Наш  современник»,  и  др.   обсуждали.

В Высшую народную школу я пришла в 2013 году, когда ликвидировали организацию , где я работала и прозанималась в ВНШ 1 год, пока мне снова не предложили работу. В ВНШ мне очень понравилось и работая еще шесть лет до ухода на пенсию, я поддерживала отношения со слушателями ВНШ. Работа не позволяла ходить на занятия ВНШ (была главным инженером проектов), но в 2020 году я стала посещать школу постоянно. Будучи «технарем» по менталитету, считаю невозможным жить без музыки, литературы, живописи. Если одним словом : ИСКУССТВО это – ЗАЩИТА человека.  А Высшая народная школа – это для меня теперь жизненная необходимость!

Татьяна Лейфер

В ВНШ есть чему учиться!

Я родилась и провела школьные годы в Читинской области, во взрослой жизни перебралась в Иркутск. Имею высшее экономическое образование.  Когда вышла на пенсию, муж подарил фотокамеру и это положило начало семейной фотохронике–дети и внуки были главными героями, а потом постепенно круг тем расширился, и каждый день начал дарить  несколько интересных и достойных кадров. Критическое отношение к себе и своим работам, а также готовность учиться привела в фотостудию Высшей народной школы. О ВНШ я узнала давно от своей приятельницы, первые годы часто посещала, тогда лекции проходили ещё в институте, ходила на английский, в группу здоровья, всегда интересовалась фотографией, тогда такой студии или кружка не было. В связи с тем, что я часто и надолго улетала,  кружки забросила, а лекции посещала редко. Два года назад, просматривая расписание занятий в школе, узнала о фотошколе и пришла на занятия, меня приняли очень доброжелательно, с тех пор и хожу! Теорию фотографии начала осваивать в студии под руководством Дмитрия Викторовича Шматкова. Научилась здесь очень многому, благодарна и своему наставнику и коллегам по студии за все критические замечания, ведь это свидетельство их неравнодушия!

Ольrа Савенкова

СУДЬБОНОСНАЯ ВСТРЕЧА

Я гостила в Иркутске у своих сестер Жени и Наташи. Стояла поздняя осень, погода была прекрасная. Я гуляла по 130-му кварталу и восхищалась всем, что встречалось на моем пути.

Исторический Центр, Иркутска, сувенирный магазин, где я только что приобрела два колокольчика для моей коллекции. музыканты, которые играли no моей просьбе джаз. Мой день! Настроение зашкаливало. Троллейбус подошел сразу. Я села. И вот туr началось что-то необыкновенное. На задней площадке толпились женщины и о чем-то очень оживленно разговаривали. Я не выдержала, подошла к ним и спросила кто они и что обсуждают. Конечно, перед этим я наговорила им кучу комплиментов. Они и на самом деле выделялись из всех пассажиров троллейбуса. Открытые лица, горящие глаза, говорят возбужденно, и в то же время спокойно и уверенно. Мы познакомились, разговорились. Лидером у них была, как мне показалось, была Нина. Она сказала, что все они слушатели Высшей народной школы. Что это такое прекрасное место, где они все собираются и общаются. И что в ближайший четверг у них будет первое занятие в этом году. А сегодня они в таком возбуждении, потому что вышел их Альманах «Родные Берега». А там напечатаны их первые произведения. И один Альманах Нина дала сразу мне почитать, потому как увидела во мне «надежного и заинтересованного человека».

В очередной четверг я пришла на открытие нового учебного года. Аудитория постепенно наполнялась. Нину я увидела сразу, она была окружена слушателями. Обсуждения, разговоры, решение каких-то проблем. Ниной оказалась Нина Григорьевна Уsакина – староста Иркутской Высшей народной школы. Мне было интересно всё. Но ждала я, конечно, преподавателя. И вот вошла Ольга Васильевна, очень красивая, молодая, модная. Все встали и зааплодировали. Она поприветствовала всех присутствующих, поздравила с новым учебным годом и объявила, что сегодняшняя лекция будет посвящена истории ВНШ. Это была не лекция, это была песня. Я сама была тогда слушателем братской ВНШ. Но стыдно признаться, я не знала, что это такое. И вот Ольга Васильевна начала свой рассказ. Я записывала все, каждое слово. Это было настолько познавательно, настолько интересно, ярко, живо, глубоко! Уже позже, когда я стала руководителем Братской ВНШ, я начинала новый учебный год с лекции Ольги Васильевны. Я очень благодарна ей за такой интересный, богатый, бесценный материал.

Вот так я познакомилась с Высшей народной школой города Иркутска! И, когда я переехала в Иркутск на постоянное место жительства в 2019 гору, я не думала, где и как найти себя. Я сразу пошла в Высшую народную школу, на Нижнюю Набережную, в Педагогический Университет. А встреча в троллейбусе со слушателями ВНШ действительно стала судьбоносной для меня. Ибо я не представляю себе мою жизнь без школы, без нашего литературного клуба «Родные берега», без девчонок, с которыми подружилась! Это уже частичка моей жизни!!!

Маргарита Иванова

Кто сказал, что у нас всё прошло, пролетело !?

Шёл 2011 год . Я ещё работала, когда от В. И. Арсеньева узнала о Высшей народной Школе (ВНШ). Он так восторженно отзывался о ней, что мне тоже захотелось записаться туда.

Весной 2012 г. отработав 50 лет, я с головой окунулась в творческую атмосферу ВНШ. Познавательные лекции, встречи с интересными людьми, походы, творческие занятия в кружках по интересам,  радость общения друг с другом . Жизнь расцвела яркими красками! Мы готовили концерты , волонтёрили , устраивали праздники, сочиняли ,выступали и вообще :  «в нашей буче, боевой – кипучей»  было и того лучше!  Каждое занятие было праздником. Наши преподаватели всю душу вкладывали в эту творческую жизнь:

 Чета Гординых, Ольга Васильевна и Александр Иннокентьевич;

 Ольга Николаевна – страж здоровья;

 Людмила Адамовна – мать ,, Живого слова “

и многие другие, оставившие добрый след в наших сердцах …

Всем им земной поклон и пожелание здоровья, подарившим нам вторую  молодость.  Волею судьбы в апреле 2022 г. мне пришлось покинуть Иркутск,  друзей, ВНШ и отправиться на другой край света , но не было и дня , чтобы я не вспоминала это прекрасное время…

 “Кто сказал, что у нас всё прошло, пролетело !?” ВНШ подарила мне счастливую жизнь, осознание прекрасного бытия на земле, радость общения с друзьями, богатство окружающего мира!

Игорь Давыдов

Хотелось дописать сказку..

У всех нас приходит время выхода на пенсию. Для меня этот момент настал раньше многих. Северный стаж позволил уйти на заслуженный отдых  на пять лет раньше, чем большинству граждан. Для многих уход  с работы это большой  стресс . Я же покидал свой трудовой коллектив с удовольствием. После того, как финансирование заповедника  (где я работал) увеличили в 10 раз, начали меняться директора. Каждый приводил свою команду, и заповедник превратился в зоопарк. Материально я тоже не пострадал. Если раньше чтобы получить свои десять тысяч рублей мне приходилось каждый день тратить три часа на поездку на работу и обратно, то пенсию двенадцать тысяч рублей мне стали привозить домой. А свободное время я смог посвятить любимому занятию – пешему туризму.  Но одному гулять по лесу скучно – захотелось найти компаньонов.

Однажды моя жена в электричке встретила группу сборщиков ягод, во главе с Олегом Емельяновым, и сообщила мне, что в Иркутске есть туристическая секция, которая собирается по четвергам в 16 часов в пединституте. В ближайший четверг я пришёл по указанному адресу и был сильно разочарован. Вместо туристов меня ждала лекция по искусствоведению. К счастью Олег оставил свой номер  телефона. Я позвонил и узнал от него, что они все являются слушателями Высшей народной школы, где не только гуляют по лесу и слушают лекции, а ещё обучаются в различных секциях.

Своё совершенствование я решил начать с литературного клуба. Читать книги я любил с детства. А писать не очень. Бывало, письмо жене писал целую неделю. Но когда я стал работать в отделе экологического просвещения заповедника, то пришлось писать статьи в газеты. Мне хотелось, чтобы читателям было интересно их читать. Поэтому я решил для разнообразия написать сказку. Благо, было у кого поучится. В отделе со мною работала сказочница Софья Бунтовская. Но тут пришли перемены, о которых я писал выше. На первое место вышло освоение выделяемых бюджетных средств, а всё остальное отошло на последнее место. И моя сказка осталась неоконченной.

В нашем отделе работал ещё один писатель. Самуил Климович Устинов кандидат биологических наук сначала работал в заповеднике заместителем  директора по научной работе, а после создания отдела экологического просвещения он возглавил его. Когда я пришёл работать в отдел, Устинов уже был на пенсии, но продолжал работать на полставки, а в основном писал книги. После его смерти в библиотеке имени Молчанова – Сибирского состоялась посвященная ему выставка. В это время я уже был пенсионером, но связь с заповедником не потерял, поэтому её посетил. Одновременно состоялась выставка в областном краеведческом музее, посвященная его научному творчеству. Количество выставленных работ меня поразило. Мне стало стыдно, что я не могу дописать даже одну сказку. Но я понимал, что одного желания мало. Писать надо уметь, а для этого нужно учится. Поэтому я пришёл в литературный клуб. И он оправдал мои надежды. Под руководством такого опытного педагога, как Гордин Александр Иннокентьевич я успешно дописал свою сказку.

За прошедшие годы произошло много событий, которые были добавлены к ранее написанному. Теперь не, являясь работником заповедника, я могу писать о нем, не оглядываясь на устав. Одновременно моя жена занялась историей своего села. Собрала много материала. Я ей объяснил, что простое изложение метрических книг в духе – Иван родил Макара, Макар родил Петра, вряд ли будет кому-то интересно кроме автора. Поэтому результаты её исследований нужно излагать в виде небольших литературных произведений. Для примера написал новеллу , которую назвал «Дорога». В ней рассказал о начале строительства дороги Саныяхтах-Алдан, по которой шло снабжение золотых приисков.  Она, по моему совету тоже стала посещать литературный клуб. Я же, хотя не стал писателем, зато научился читать книги по- новому. Раньше меня  интересовало только содержание. А сейчас при чтении я обращаю внимание на технику исполнения.

Кроме литературного клуба в народной школе есть другие направления. Сейчас я в вязальном кружке учусь вязать крючком. Это требует времени, поэтому я даже хотел распрощаться с литературным клубом, но пока это не получается – всегда находится новая интересная тема.

Наталья Растошинская

ШКОЛА, ДАРЯЩАЯ КРЫЛЬЯ…

Полагаю, что благие желания имеют особенность иногда исполняться. Сколько раз я, издраконенная служебными передрягами, грезила встречей с миром  свободы духа, творчества  и гармонии… И именно такой мир предстал за открывшейся дверью нашей школы. Хорошо помню, как в первые дни 2014 учебного года была приятно поражена особой тактично-ровной  манерой поведения, приветливостью Ольги Васильевны. Дальше – больше:  знакомство с Людмилой Адамовной, Александром Иннокентьевичем превратилось в долгожданные, радостные встречи в творческих студиях. 

Наблюдая за любимыми педагогами, активом школы, я явственно ощутила, что они крылаты, поскольку наполнены жизнелюбием, созидающей силой, умением творить и дружить. Свой пятый учебный год встречаю в чутком ожидании прорастания собственных, пусть небольших, перьев.

Итак, радость, которой школа одаривает нас, трудно переоценить. Но резонно озадачиться и другим вопросом: «А что я даю школе?» Да, благодаря школе делаю определённые шаги на пути волонтёрства и альтруизма  и ранее гордилась бы собой, но теперь понимаю, как это ничтожно мало, поскольку кто-то верно сказал: «Если можешь помочь, делай это каждый день».  И мы помогаем в меру своих сил: выезжаем в подшевные дома престарелых в разных районах Иркутска и Иркутской области, выступаем перед со своими стихами и концентными номерами, проводим мастер-классы и всё это называем «Передвижная Высшая народная школа». Следовательно, опять-таки школа, населённая бодрыми, неравнодушными людьми, способствует соответствующему развитию личности и стремлению человека приносить пользу обществу. 

  А при таком раскладе нам не страшны косность, себялюбие, душевная скупость – частые спутники одинокой, необласканной старости…

Дочка, отмечая мой очередной день рождения, высказала очень весомую мысль: «Мама, глядя на тебя, мне не страшно стареть». А внучка, наблюдая за моей жизнью  и слушая бесконечные рассказы о школе, недавно изрекла: «Школа для пенсионеров – благодать!»  К этому мне, пожалуй, нечего добавить.                                     

Людмила Арсентьева                                                              

ЧТО МНЕ ДАЁТ ВЫСШАЯ НАРОДНАЯ ШКОЛА?

Как и любая школа, она даёт своим ученикам новые знания. Самой бывает некогда, или лень, или просто не приходит в голову изучить какой-то вопрос.  А тут преодолел свою природную лень, пришёл на лекцию или кружок – и столько интересного узнал! 

Но, наверное, это не самое главное.  Самое главное – это тот заряд позитива, который я получаю в школе. Наша школа – это коллектив единомышленников. Сюда приходят и остаются здесь надолго только те, кому это действительно необходимо. Дома ты один на один со своими проблемами и далеко не всегда позитивными мыслями. Пришёл в школу – и вокруг люди, приятные тебе. И ты им тоже нужна и небезразлична.

И не только своим однокашникам. Наша «Выездная Высшая народная школа» колесит по всей Иркутской области, пропагандируя непрерывное образование взрослых.  Последнее, что мне запомнилось это поездка в Слюдянку и Байкальск, где мы выступали перед подопечными социальной защиты. Я читала в глазах уже немолодых людей искреннюю благодарность. Это дорогого стоит.

  Да, мы все разные, бывают и конфликты между нами. Но это решаемо. Главное – мы вместе!

Олег Емельянов

МОЯ МЕЧТА СБЫВАЕТСЯ!

Была у меня мечта: написать историю или рассказ о своей семье. Родословную, историю о жизни своих дедов, родителей. О том, в какие времена, в каких условиях они жили на нашей сибирской земле. Для того чтобы уже наши дети и внуки помнили и ценили свою родословную и гордились жизнью своих далёких предков.

Через свою знакомую Марию Ефимовну я пришёл первый раз на занятие литературного кружка, сел с краю, чтобы не бросаться в глаза,– бородатый мужик в серой рубахе. В кружке познакомился с Ниной Григорьевной Увакиной – старостой Высшей народной школы (далее – школа), которая оказалась моей дальней родственницей.

Послушав, о чём и как говорят в кружке, понял: я ещё очень далёк от того, чтобы суметь написать свой первый рассказ.  Поэтому стал посещать занятия студии «Живое слово», кружков рисования и танца, слушать лекции, участвовать, а потом и организовывать культурные походы на природу.

Впитывая в себя впечатления от общения с разными людьми, выполняя задания Людмилы Адамовны Бабицкой (руководителя студии «Живое слово»), стал более уверенно чувствовать себя в школе, стараясь по возможности кого-то поддержать или дать добрый совет, в то же время вырабатывая в себе терпение, трудолюбие, вникая во всё, что происходило вокруг меня в школе. В том числе, слушая писателей, режиссёров, преподавателей и просто много хороших людей. У меня было и остаётся до сих пор желание почерпнуть от каждого из них частицу знаний. Нередко, придя домой, размышляя над услышанным, вступаю с дискуссию с родными и близкими, делясь с ними тем, что удалось узнать нового.

А впечатлений от занятий в школе и полезных знаний всегда множество! Так, например, посещая занятия мастер-класса «Самовар», мы обучились изготовлению изделий. Полученные умения нам могут пригодиться в общении с внуками, да и поделки, изготовленные собственными руками, как-то по-особенному, по-детски, радуют душу. 

В последние годы мы активно участвуем в волонтёрском движении. Три года подряд убирали мусор на берегах Байкала: на Ольхоне, в заливе Куркутском и на Шара-Тагоне. И всем, кто был с нами рядом, объясняли, что «мы из ВНШ, где у всех поёт душа», а руки наши тянутся к труду! Недаром наш волонтёрский отряд называется «Неугомонные», и нас охотно приглашают на все экологические десанты, которые проводятся в городе и за его пределами. Например, в этом году, на волне Всероссийского года волонтёров, мы участвовали вместе с общественным движением «Народный фронт» в уборке мусора и посадке саженцев в посёлке Горохово.

Наша школа всегда находится в развитии, возникают всё новые и новые идеи, реализация которых требует особых творческих усилий. Таким новым социальным проектом в 2019 году стала «Передвижная Высшая народная школа». Главная задача её рассказывать и показывать жителям Иркутска и Иркутской области, что человек третьего возраста может оставаться социально активным, интересным для себя и окружающих людей, продолжать жить, а не доживать.

Слушатели нашей школы также охотно участвуют в праздновании Дня города, в его озеленении, в городских творческих и иных конкурсах.

Когда в последний раз приезжал Е. Евтушенко, мы по его приглашению присутствовали на концерте в Областном драматическом театре. После представления лично встречались с поэтом и преподнесли ему наш подарок – записанное на жёстком диске исполнение его стихов членами студии художественного чтения «Живое слово». 

Кроме этого, слушатели школы всегда активно участвуют в разнообразных спортивных, культурно-массовых мероприятиях города, которые проходят в библиотеках, общественных организациях и других присутственных местах.

Я, как и все слушатели ВНШ, прихожу в школу не только пообщаться, но и узнать что-то новое о себе и окружающем мире. Кто-то из нас изучает иностранные языки (английский и немецкий), кто-то продолжает   постигать себя в «Модном сундучке», создавая свой образ «бабушки-гламур», становясь моложе настолько, что даже собственные дети и внуки замечают волшебное перевоплощение, которое меняет не только их внешность, но и внутренний мир.  И, конечно же, они гордятся своими суперактивными бабушками!

Одно из привлекательных занятий для слушателей школы – это прогулки по старинному Иркутску, которые открывают нам наш город с самых неожиданных сторон: мы не перестаём удивляться, в каком удивительном культурном пространстве нам выпало счастье жить.

Часто мы ходим в театры Иркутска, смотрим различные спектакли, которые помогают нам пополнять свой культурный и интеллектуальный багаж. То, что мы ещё способны на многое в этом плане, доказала наша победа над студентами первого курса в конкурсах КВН, в котором мы участвовали во время их летней полевой практики на базе Педагогического института ИГУ в посёлке Большое Голоустное в 2018 году. В этом году нами был повторён прошлогодний успех.

Лично для меня, кроме всего вышеперечисленного, особый интерес представляют занятия по развитию творческих способностей в студии  «Живое слово» и литературном клубе[1]. Именно они подвигли меня на то, чтобы написать несколько рассказов и статей, которые опубликованы в наших альманахах «Народное обозрение» и «Родные берега». И моя мечта создать родословную моей семьи потихоньку начала сбываться… Для любого человека полезно, когда его мечты сбываются.

Хорошей традицией стало участие нашей школы в ярмарках-выставках. Представляя ВНШ жителям города и области, объясняя, в чём её особенность, мы гордимся своим участием в этом необычном образовательном проекте и с удовольствием рассказываем о своих достижениях и планах.

Высшая народная школа – это наш коллективный общественный труд, который координируют преподаватели Педагогического института Ольга и Александр Гордины совместно с активом, входящим в состав совета школы.

Я горжусь тем, что вношу свой посильный вклад в эту работу. И ещё: я хочу гордиться своими детьми и внуками, и чтобы они гордились, в свою очередь мной и моим участием в общественной жизни посёлка, города и области.


[1] Литературный клуб «Родные берега» организован в 2010 году, руководитель член Союза журналистов, кандидат педагогических наук, доцент – Гордин А. И.

Вера Дикова

«ШКОЛА ДЕЙСТВУЕТ НА МЕНЯ КАК ЛЕКАРСТВО…»

В Высшую народную школу (далее – ВНШ) я попала случайно и интересно. Весной 2009 года я оказалась в оной сауне с женщинами, которые, сидя в белых простынях, увлечённо рассказывали об открытии школы для пенсионеров. Я спросила одну из них, как туда попасть, на что она ответила: «Приходите, садитесь и слушайте!» Я не стала откладывать в долгий ящик свой визит в школу: в следующий четверг уже присутствовала на лекционных занятиях. И так «прихожу, сажусь и слушаю» вот уже десять лет.

Помню свои первые впечатления. Меня поразила масштабность проводимых образовательных мероприятий: большая аудитория человек на 300 заполнялась полностью людьми третьего возраста (социально активными пенсионерами), которые очень серьёзно относились ко всему, что происходило в процессе лекционных занятий. Интересно, что все десять лет они начинаются именно в 16.00 и проходят преимущественно в аудитории № 316 Педагогического института ИГУ. Как говорит наш руководитель Ольга Васильевна Гордина: «Время и место изменить нельзя!» На это правило не смогли повлиять ни наша суровая сибирская погода (снег, ветер, дождь, лютые морозы), ни смена юридического лица института (три раза!), ни сменяемость первого лица этого образовательного учреждения: за десять лет институт возглавляли четыре разных человека.

Я лично прихожу в школу, не обращая внимания на своё самочувствие. Она действует на меня как лекарство. Когда я переступаю порог школы – забываются все недуги и неприятности.  К ним меняется отношение. Я исписала уже семь толстых тетрадей, в которых законспектировала лекции, и берегу их, так как в них в любое время можно найти полезную информацию.

Из всех многочисленных кружков и студий, занятия в которых проходят в течение недели, я выбрала литературный клуб «Родные берега» (руководитель – Александр Иннокентьевич Гордин). Я всегда любила читать, но работа, семья мне не позволяли этого делать постоянно. Поэтому моё чтение было случайным и беспорядочным. Литературный клуб стал стимулом для активизации  и организации моего чтения. Кроме того, я начала писать стихи. Если при выходе на пенсию я мечтала просто перечитать все книги, которые у меня дома копились долгие годы на книжных полках, то теперь я один из постоянных читателей центральных городских библиотек, в том числе имени Молчаново-Сибирского, самостоятельно изучаю теорию стихосложения. Только в 2018 году я перечитала 31 книгу прозы и 26 сборников различных авторов.  За годы моих занятий в ВНШ я написала и издала три сборника собственных стихотворных опытов: «К поэзии седую голову склоню…» (2012 г.), «Жизнь и мгновенья» (2014 г.), «Дорога длиною в жизнь» (2017 г.).

Вот уже пять лет существует на радость многим пенсионерам студия «Живое слово» (руководитель – Людмила Адамовна Бабицкая).  В студии занимаются около 60 человек. Очень много внимания уделяется развитию артикуляционного аппарата, технике театрального чтения, изучению азбучных истин театрального искусства. Попутно изучаются творчество и биографии попавших в поле зрения студийцев авторов, произведения которых избираются для литературно-художественных композиций и спектаклей.

А какие шумные и жизнерадостные проходят репетиции в студии, когда уже розданы роли, обсуждаются костюмы героев, когда новоиспечённые артисты пробуют себя в избранных ролях. В каждом занятии есть что-то новое, интересное и увлекательное, каждый студиец обязательно задействован в какой-нибудь поэтической композиции или спектакле, и у него есть возможность сыграть свою роль.

На летние и зимние каникулы Людмила Адамовна даёт домашнее задание: учить стихи, писать эссе и рассказы, сказки, изучать творчество классиков, находить отрывки из пьес для будущих постановок.  Это очень интересно! Как и всё остальное, что происходит в школе, начиная с традиционных первых и последних звонков, заканчивая выпусками художественно-литературных альманахов ВНШ «Народное обозрение», «Родные берега» и участием волонтёров ВНШ в многочисленных городских и областных социально ориентированных мероприятиях: карнавалах, шефских концертах, экологических десантах и т. п.

ВНШ даёт возможность создавать собственные социальные проекты. Одним из таких стала «Передвижная Высшая народна школа». Она даёт нам возможность поделиться своим творчеством с ещё большим  количеством людей. Рассказывать своим сверстникам и более младшим поколениям о жизни нашей школы.


Александр Гордин

«Я СВОБОДЕН!»

Для меня Высшая народная школа – это территория свободной профессиональной деятельности. Так случилось в моей судьбе, что у меня две основных профессии: журналист и педагог. Знаю, что для многих такое сочетание неприемлемо. И догадываюсь почему. Но мало кто задумывается, что есть нечто их объединяющее – это несвобода выполнения своих профессиональных обязанностей. Условия этой несвободы у журналистов и учителей разные, но корень один – бездумное подражание западным моделям поведения в профессиях, которые навязываются им (нет, не рыночными отношениями!), а кукловодами, засевшими за ширмами министерств, парламента и правительства.

Хотелось бы верить, что моя профессиональная деятельность в Высшей народной школе доказывает, что пока ещё можно заниматься и в журналистике, и в образовании не тем, что и как велят чиновники от образования («господа-бары!»), а любимым делом так, как мне лично подсказывают совесть, интуиция, воображение, здравый смысл  и… история нашего Отечества.

Высшая народная школа для меня – островок в виде спасательного круга, который позволяет оставаться на плаву, не утонуть в потоках грязной и агрессивной информации, льющихся с экранов телевизоров и из Интернета. Это кислородная подушка, которая не даёт мне задохнуться от информационного насилия, технократизма и лжегуманности  в  образовании, цепко держащих за горло педагогов, чтоб они, не дай бог, не имели времени и возможности задуматься  о своём бесправном и бесславном существовании в профессии.

Высшая народная школа для меня – это способ сохранения в своём сердце всего лучшего, что нам дала природа: умения думать, понимать себя, окружающий мир и людей, с которыми ты объединён общим делом. Это возможность оставаться собой, таким, какой ты есть, а не таким, каким тебя желают видеть и заставляют быть.  Это простые человеческие отношения, не затуманенные деньгами, карьерными амбициями, политическими помыслами. Это общественная форма протеста против рыночных отношений, настойчиво проникающих в сферу образования, и тех людей, которые полагают, что они могут, используя желание людей самосовершенствоваться, зарабатывать на них деньги.  Это гражданская позиция, основанная на высокой социальной ответственности всех участников образовательного процесса (от члена совета директоров до рядового слушателя), которые осознают себя не потребителями, а производителями духовно-нравственных ценностей. В противном случае, это была бы уже не территория свободы, а территория вседозволенности, вольницы.

Я свободен! Потому что преподаю в той форме, которую считаю наиболее приемлемой для меня лично и для слушателей. Потому что преподаю то, что считаю интересным, своевременным и полезным для себя и других. Преподаю в удобное для себя и слушателей время, в том темпе и ритме, которого требуют образовательные обстоятельства. Потому что сам контролирую свою образовательную, издательскую, литературную деятельность и имею возможность самостоятельно исправлять допущенные ошибки и бескорыстно радоваться удачам.