НАУЧИЛСЯ САМ – НАУЧИ ДРУГОГО

Староста ВНШ Нина Григорьевна Увакина передаёт свой опыт любительский рисования студентам Педагогического института ИГУ

Вязание крючком -увлекательное занятие!

На протяжении  последних лет уже столько всего связано умелыми ручками  участников кружка под руководством  Кудрявцевой Ольги Иннокентьевны!

Здесь и символы года, и мягкие игрушки, и кружевные изделия, и новомодные шапочки и многое другое!.. Ольга Иннокентьевна каждый понедельник  удивляет новой идеей и образцом для вязания! Даже в каникулы в чате идёт постоянная работа!

Состав участников кружка , конечно, меняется, но остаётся  какой- то постоянный коллектив людей увлечённых  этим  рукоделием, которое можно однозначно отнести к одному из направлений арт-терапии, посмотрите на многоцветные игрушки, связанные   в этой группе дружных оптимистов! И здесь всегда рады новичкам!

Надо сказать, что те, кто ходил в кружок год или два, остаются в коллективе и поддерживают общение- Ольга Иннокентьевна создаёт такой микроклимат, что мы все, даже  не посещая каждое занятие, остаёмся в кругу людей, увлечённых вязанием, в кружке, который  между собой называют «Крючок»!

КРАСОТА СВОИМИ РУКАМИ!

Многие считают, что колье или ожерелье выполняется обязательно из драгоценных камней и благородных металлов. Но сейчас эти рамки настолько условны и прекрасной половине человечества предлагаются украшения практически из самых разных материалов: поделочных камней, кожи, пластика, ткани, кружева и т. д. И можно гармонично сочетая колье, сделанные своими руками, в комплекте с одеждой и другими аксессуарами, формировать индивидуальность и свой стиль.
Креативное мышление и со вкусом подобранная  цветовая гамма позволят создать образ, который выделит его обладательницу  из общей массы!
Мастер –классы от Стародубцевой Тамары Валентиновны  учат создавать украшения даже тех, кто не обладает  ювелирными навыками!

Тамара Стародубцева МОИ МАСТЕР-КЛАССЫ

24 мая 2023 года закончился мой последний в этом сезоне мастер – класс по прикладному творчеству проекта “Активное долголетие” в Молчановке. И как раз 24-го слушатели ВНШ делали модное летнее украшение, создавали колье! И оно получалось у каждой участницы непохожим на другие! Вообще я получаю огромное удовольствие, когда могу чему – то научить людей, я даже, мне кажется, своей энергетикой заряжаю людей в процессе занятий, они вдохновляются, стараются, добавляют свои идеи и у них всё получается, я их хвалю и они очень довольны! И в этот раз очень довольные, со своими изделиями, с новым и украшениями уходили домой участники мастер-класса! Это мой восторг и большое удовлетворение от этих творческих занятий!

Сорок с лишним человек вышли с проводимых мной уроков со своими поделками с проекта “Активное долголетие” в Молчановке и я чувствовала их благодарность. Из всего количества процентов 90 –это слушатели ВНШ!  И я рада, что много труда и сил отдала Школе!

Образ окна в литературе

Окноэто очи, которыми человек вглядывается в пространство. Посредством окна он познаёт, ощупывает достижимый, иногда враждебный мир, постигаемый путём наблюдений, мысли, эмоций, воображения и фантазии.

       Испокон веков окна украшали наличниками – “ушками”, “ножками”, “щёчками”, изысканными резными яркими узорами, с изображениями солнца, месяца, голубков, животных, цветов, защищающих тепло и добро дома от дурного глаза – “сглаза”. Окно мыслились действующим лицом на подворье. Слово “узор” произошло от слова “взор”. Окошко рядили, будто невесту. Ставни непременно закрывали на ночь, так как очи, наглядевшись за день, хотели отдохнуть и подарить покой домочадцам.

       На крыльце да на оконной приступочке хозяйки в старину оставляли хлеб для беглых и бездомных, и в тюремные окна, за решётку, в святые дни передавали снедь.

        И лики святых глядят на нас из окладов, как из окон.

        А дорожные окна – кибитки, кареты, поезда, самолёта? А кошечки и горшочки с геранью, с любопытством выглядывающие из окна на улицу? Это отдельная, неисчерпаемая тема. Нередко именно из окон барыни кидали мелочь странствующим музыкантам.

        Но можно сказать проще. Окно – это проём в стене, обозначающий свободу, выход, исход в мир, в пространство. Не случайно есть такое понятие: окно между занятиями. Понятие “окно” имеет и сакральный смысл, теснейшую связь с природой, с неведомым. Может свидетельствовать о глубоких сердечных переживаниях человека (любовные свидания, воспоминания, мечты, разлука, восхищение уютом отчего дома, светящихся окон, печаль о прошлом, тревога, разочарование, страх.) Понятие окна широко используется в сказках – как атрибут волшебства, внезапности, непредсказуемости событий, порога от ведомого к неведомому.

          Так, Карлсон к Малышу залетал в окно, поскольку жил на крыше. Колобок, прежде чем отправиться в далёкое путешествие, посидел на подоконнике, и оглядел мир из окна. Хитрая лиса выманивала простофилю – петушка известной песенкой: “Выгляни в окошко, дам тебе горошка!”. Иванушка на буланом коне достиг гордую царевну, смотрящую из окна высоких палат. И три девицы под окном пряли поздно вечерком. И царица у окна села ждать царя одна. И баба-яга посадила Иванушку, которого гуси-лебеди украли, под окошко. И золотого петушка царь из окна выглядывал: “Царь к окошку – ан, на спице, видит, бьётся петушок, обратившись на восток”. А в “Аленьком цветочке” завистливые сёстры перевели часы и закрыли ставни окна, чтобы младшая опоздала к чудищу – принцу заколдованному. И снежная королева поманила Кая, глядя в его окно. И царевна – лягушка обернулась белой лебедью и улетела в окно, когда царевич второпях сжёг лягушачью шкурку. И советская детская поэзия отдала дань образу окна: “А из нашего окна площадь Красная видна. А из нашего окошка – только улица немножко”.

           Знаменитая Наташа Ростова именно у раскрытого окна ощутила предчувствие любви, и удивилась, как же можно спать в такую ночь? И Маргарита с хохотом улетела от обыденности на метле, из окна, к свободе, в неизведанное. Левин увидел мельком, в окно кареты, разочарованную и обескураженную Кити, пережившую неудачную влюблённость, и надежда на будущее счастье вновь ожила в душе. А молодые оболтусы из “Старшего сына”, именно в окно разглядели проблемы семьи Сарафанова, со всеми вытекающими последствиями. Окно, из которого выпрыгнул Подколёсин, сыграло решающую роль в пьесе “Женитьба”.

            В русской речи есть сложившиеся выражения, фразеологизмы, использующие понятие окна –  в Европу прорубить окно; свет в окне; домик окнами в поле; подслеповатое оконце; московских окон негасимый свет; окно между лекциями; книга – окно в мир и др.

           “Оконное” настроение щедро представлено в поэзии:

Рано утром под окном,

подпершися локотком,

дочка царская сидела…                  Ершов П.П.

Улыбнись в моё окно, иль к шутам меня причисли-

не изменишь, всё равно!                Цветаева М.И.

Безумие белого утра смотрело в окно

и было всё странно-возможно и всё – всё равно.      Брюсов В.Я.

Душно, тесно, в окна валит дымный жар, горячий дым.

Весь вагон дыханьем залит.                   Брюсов В.Я.

Закат ударил в окна красные, и как по клавишам, стуча,

запел свои напевы страстные.               Брюсов В.А.

Полутёмное окошко освети на миг свечой,

и потом, ещё немножко, перед лестницей открой.   Брюсов В.А.

Помню, где-то в ночь, с проливным дождём,

Я бродил и дрог под чужим окном.                    Полонский Я.П.

И вижу я в окно, как душу холодящий, отлив зелёно-золотой,

в туманную лазурь переходящий,

объемлет неба свод ночной.                               Полонский Я.П.

Не спится мне. Окно отворено, давно горят небесные светила.

Сияет пруд, в густом саду темно.                         Никитин И.С.

Помню – стонала и выла метель за окном,

пушистыми хлопьями стёкла она залепила.

А в комнате нашей, приветливо теплясь огнём,

лампада старинные ризы икон золотила.             Соловьёв В.С.

Потуши свечу, занавесь окно, по постелям все разбрелись давно.

Только мы не спим, самовар погас, за стеной часы бьют четвёртый раз.                                                          Фофанов К.М.

Вчера у окна мы сидели в молчанье,

мерцание звёзд, соловья замиранье…                     Апухтин А.Н.

Окно раскрыло створки – как руки…                    Цветаева М.И.

Разбегаются снова поля за окном,

тёмный лес по окружности медленно вертится…   Брюсов В.А.

За окном – ночные разговоры, сторожей певучие скребки.

Плотные, спусти, Темира шторы…                         Ходасевич В.Ф.

За окном гудит метелица, снег взлетает на крыльцо.

Я играю – от бездельица – в обручальное кольцо.     Ходасевич В.Ф.

Смотрю в окно – и презираю, смотрю в себя – презрен я сам.

На землю громы призываю, не доверяя небесам.      Ходасевич В.Ф.

Каменные домики, в три окошка каждый,

Вы спокойно-радостны, что Вам пожелать!          Сологуб Ф.К.

Он промечтал всю ночь, пока в его окно

не бросил мутный день рассеянные взоры.                  Сологуб Ф.К.

Окно царица-небылица открыла в тереме своём.      Сологуб Ф.К.

Холод повеял в окно и затворилось оно.

Снова один я в мире живом.                                        Сологуб Ф.К.

И снова подхожу к окну, влюблён в мерцающую сагу.

Недолго слушать тишину: изнемождённый, снова лягу. Блок А.А.

Зажигались окна узких комнат, возникали скудные лучи,

там, где люди берегут и помнят царствия небесного ключи.    Блок А.А.

Как душно мне, открой окно! Дитя, ты также нездорова!     Блок А.А.

Как наши окна были близки! Я наблюдал, когда она,

задумчивая, в кресле низком, смотрела в небо из окна.             Блок А.А.

Поздно. В окошко закрытое горькая мудрость стучит.        Блок А.А.

Как здесь темно. А там, давно, её окно озарено.                   Фет А.А.

Любо мне в комнате ночью стоять у окошка в потёмках,

если луна с высоты прямо глядит на меня.                            Фет А.А.

Мама, глянь-ка из окошка,

знать вчера недаром кошка, умывала нос!                           Фет А.А.

Высоко моё оконце! Не достанешь перстеньком!               Цветаева М.И.

Пусть в бултыхающемся, заспанном трамваишке,

с Москвой, качающейся мертвенно в окне,

ты, подперев щеку рукою в детской варежке,

со злостью женской вспоминаешь обо мне.                         Евтушенко Е.

Друзей моих бессмысленный уход

той темноте за окнами угоден…                                         Ахмадулина Б.

Зимний день в сквозном проёме не задёрнутых гардин.      Пастернак Б.

Молюсь оконному лучу – он тонок, бледен, прям.               Ахматова А.А.

Белая берёза под моим окном…                                           Есенин С.

Над окошком месяц, под окошком – ветер.

Облетевший тополь серебрист и светел…                        Есенин С.

…А нынче – погляди в окно! Под голубыми небесами,

великолепными коврами…                                                   Пушкин А.С.

Мне бы дом на косогоре, в два окошка на луну, в два окошка

на все зори, да на реченьку одну! Как бы я жила счастливо.

И заглядывал ко мне утром – ветер, в полдень – ливень,

ночью – всадник на коне.                                                    Миронова Татьяна. 

А песни:

За окном знакомый голос слышится, да

поют всю ночку соловьи…

В низенькой светёлке огонёк горит, молодая

пряха у окна сидит…

Для такого объясненья, я стучался к Вам в окно...

Вот новый наш дом, три окна горят в вышине…

Под окном черёмуха колышется…

А за окном то дождь, то снег…

Под окошком ходит парень, мимо дома моего…

Ты стоишь у окна – небосвод высок и светел,

ты стоишь и грустишь, и не знаешь – отчего.

Потому что опять, он прошёл и не заметил,

как ты любишь его, как страдаешь без него…

За окошком света мало, белый снег валит, валит…

Ещё не вся черёмуха тебе в окошко брошена…

Московских окон негасимый свет…

Домик окнами в сад, где ждала меня мама…

Всё равно ты должен, должен постучать в моё окно…

Птицы тебя всюду песней встречают,

ждёт ветерок у окна, ночью дорогу тебе освещает,

выйдя навстречу луна. Если б гармошка умела…

Зря серчаешь, дорогая, я же в среду приходил,

но стучал, стучал в окошко, заиграл, ушёл один…

В школьное окно смотрят облака,

бесконечным кажется урок…

Вот уж окна зажглись, я шагаю с работы устало,

Я люблю, тебя, жизнь, и хочу, чтобы лучше ты стала!

И ещё много, много песен, где настроение героя связано – соединено с образом окна.

          Есть понятие окна, имеющее даже просветительское значение. Так, в 1919-21 г.г., для малограмотного населения страны, печатались окна сатиры РОСТА. Это плакаты с агитационно – просветительской тематикой, создававшиеся поэтами и художниками в системе российского телеграфного агенства.

А в 50-60г.г., на нашей уже памяти, в общественных местах размещались стенды – окна с изданиями ведущих советских газет: “Правда”, “Известия”, “Советский спорт”.

10.04.2023 Растошинская Наталья

А в кружке вязания крючком весна!..

За окном меняется погода: то снег, то солнце, а в кружке вязания давно царит весенние настроение! Посмотрите, какие яркие нитки-нотки создают его! Постоянное обновление сюжетов сохраняют в коллективе творческую  атмосферу и желание делиться даже в каникулы тем, что уже получается, что нового связано- в чате  кружка идут постоянные обсуждения, даются оценки тому как и что получается! Такой настрой не разрушили даже ограничительные меры, которые пережиты нами всеми в период пандемии в предыдущие учебные семестры.

Ольга Иннокентьевна Кудрявцева всё также поддерживает в тонусе коллектив и по-прежнему удивляет кружковцев новыми изделиями- образцами, заражая идеями даже тех, кто в поисках новых впечатлений и навыков ушёл в другие направления и кружки ВНШ!

И радует, что коллектив пополняется новыми слушателями, которые хотят вязать крючком! Удачи им!

Лариса Шаманская Нам всего-то пять лет!..

-«Я недавно стала заниматься в кружке, но мне здесь очень нравится.»

-«Кружок меня вдохновляет, я получаю удовольствие от занятий.»

-«Я нахожусь в коллективе, где рядом много друзей.»

-«Мне нравится посещать кружок, я научилась делать необыкновенные вещи, используя различные техники и стили.»

-«Наш кружок привлекает творческой инициативой, доброжелательной атмосферой.»

-«Мы участвуем в экскурсиях, отмечаем дни рождения. Я хочу, чтобы наш кружок существовал как можно дольше.»

-«Кружок помогает интересно и с пользой проводить время, поддерживает интерес к жизни.»

-«Занятия в кружке заставляют меня творить, осваивать новые техники и воплощать их в жизнь, радоваться своим успехам.»

-«Я приехала в Иркутск из другого города, и мне не хватало общения, поэтому я пришла в кружок. Общительный коллектив, очень интересные занятия.»

-«Мы создаём красоту из обычных вещей.»

-«Творить практически из ничего – это кайф!»

Это выдержки из отзывов о кружке «Оч’умелые ручки» самих его участниц. Нашему кружку в этом году исполнится шесть лет. За это время мы научились многому: освоили технику плетения из бумажной лозы, декупаж различных предметов, технику состаривания – кракелюр, роспись изделий красками методом точкования, папье-маше, познакомились со стилями шебби-шик, антик, винтаж, прованс. Наш кружок правильнее было бы назвать мастерской, где из-под искусных рук мастериц выходят очень красивые изделия, порой даже шедевральные.

            Идейным вдохновителем создания подобной мастерской была я (Шаманская Л.В.). И название мною было выбрано не случайно. Оно навеяно телепередачей «Пока все дома», в которой была очень интересная рубрика «Очумелые ручки», в которой умельцы из подручных материалов творили чудеса. Организатором и руководителем мастерской в первые три с лишним года была Стародубцева Тамара Валентиновна. Она же была и первым учителем для мастериц. Тамара Валентиновна вложила много сил, терпения и души в «Оч’умелые ручки». Низкий ей поклон и огромная благодарность от всех нас!

            Мы работаем по принципу «научился сам – научи другого». Каждый из нас находит интересное изделие или технику, самостоятельно обучается, а потом передает свое умение остальным. И у многих уже сложились определённые предпочтения. Например, Лариса Порошина прошла мастер-класс по росписи предметов краской методом точкования и затем обучила этому нас. А теперь эту технику очень полюбила и в совершенстве ею владеет Татьяна Шеина. Кроме того, Татьяна ещё и наш бессменный фотокорреспондент, запечатлевающий все яркие события в жизни кружка. Люба Самойлова самозабвенно и профессионально занимается плетением из газетной лозы, а ещё с удовольствием изготавливает украшения (бижутерию) из эпоксидной смолы. Галина Шишова – вообще мастер «на все руки», ей доступны практически все методы декорирования изделий. Она – староста нашей мастерской и экскурсионный «заводила». Надежда Артёмова плетёт замечательные букеты цветов из бисера. Тамара Яковина владеет техникой папье-маше. Наш казначей Ольга Шулаева пока ещё не определилась в своих предпочтениях, но очень скрупулёзно и тщательно выполняет все задания, и у неё получаются красивые изделия. Надежда Крашенинникова и Елена Красовская недавно пришли в наш кружок и с интересом включились в работу и общественную жизнь нашей мастерской.

            За время существования кружка мы создали большое количество изделий:

-различные панно с использованием ракушек, бус, стекляруса, цветов, зёрен кофе, бабочек, джута и др.;

-«летящие» чашки изобилия;

-тарелки с росписью методом точкования;

-разделочные доски с новогодним декупажем;

-декорированные пасхальные яйца;

-броши из атласных лент и стекляруса;

-фоторамки в стиле шебби-шик;

-бутылки и шкатулки в стиле антик;

-коты и лебеди из газетной лозы;

-интерьерные куклы;

-цветы из бисера и многое другое.

Изделия наших мастериц всегда можно увидеть на выставках ВНШ «Время творить».

            В нашем коллективе люди разных возрастов и профессий, но всех нас объединяет любовь к творчеству, желание и умение создавать красоту и дарить её людям. Пять лет – это совсем небольшой срок, мы в начале большого творческого пути, а впереди ещё так много неизведанного и интересного. Ведь, как известно, нет предела совершенству!

Лариса Шаманская ИЗ ЖИЗНИ «ОЧ’УМЕЛЫХ РУЧЕК»

В начале учебного года за чашкой ароматного чая мы составили план работы, как, впрочем, делаем всегда, и, засучив рукава, принялись за его выполнение. Начали  с изготовления броши в виде бабочки. Мастер-класс провела Тамара Стародубцева. Все броши получились яркими и нарядными.

            Вдоволь налюбовавшись брошками и проведя фотосессию, мы занялись декорированием бутылок и баночек в стиле «антик». Из обычных, ничем не примечательных стеклянных изделий мы создавали произведения искусства с лёгким налётом античности, увлекаемые полётом своей фантазии. Идею этого мастер-класса воплотила в жизнь Шаманская Лариса.

            Галина Шишова научила нас, как простую пластиковую бутылку превратить в знойную «африканку». Каждая «африканка» получилась по-своему неповторимой и чем-то похожей на свою создательницу.

            Как быстро связать кролика – символ наступающего года, нам показала Надежда Артёмова. Кролики вышли разноцветными и весёлыми. Ольга Шулаева провела урок по созданию из обычных ниток милых куколок-ангелочков.

            А заканчивали мы работу кружка в прошедшем полугодии освоением техники изготовления различных предметов из папье-маше. Кто-то учился делать вазы, кто-то – тарелки или фрукты и т.д. И обучили нас этому Тамара Яковина и Люба Самойлова.

            Но жизнь «Оч’умелых ручек» не ограничивается только рукоделием. Мы ещё и путешествуем по родному краю и совершаем интересные экскурсии:

– с удовольствием окунулись в детство и поностальгировали о советском прошлом в музее кукол в Иркутске;

– полюбовались красотой минералов и познакомились с интересными фактами из их «жизни» в Смоленщине;

– насладились мощью и величием 33-х скалистых богатырей, зарядившись их энергетикой, в Шаманке, а заодно и познакомились с точной копией истуканов с о.Пасхи;

– побывали в музее часов в Ангарске и дегустировали мороженое после окончания экскурсии по фабрике «Ангария».

            А завершили мы это полугодие весёлыми предновогодними посиделками, поздравляя друг друга с наступающим Новым годом, делились воспоминаниями о прожитом, подводили промежуточные итоги и желали процветания нашему кружку!

            Пользуясь случаем я, как руководитель кружка, хочу поблагодарить всех своих мастериц за творческий вклад в работу «Оч’умелых ручек», за позитивный настрой, любовь к созиданию и рукоделию, Галине Шишовой выразить благодарность за экскурсионное сопровождение кружка, а Татьяне Шеиной – за фоторепортажи о наших мероприятиях.

            С Новым годом!

ЗНАЙ НАШИХ!..

03.12.2022г. в рамках проводимых мероприятий для старшего поколения 50+ по адресу Иркутск Марата 14 слушателем ВНШ Стародубцевой Тамарой Валентиновной был проведён мастер-класс для всех желающих!

Тамара Валентиновна Стародубцева БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ

3 декабря 2022 года в Актовом зале Администрации Правобережного округа  г. Иркутска  прошло «Мероприятие для старшего  поколения 50+»
Организатор данного мероприятия  Образовательный центр « Источник».
Для  презентации  данного  Благотворительного проекта « Жизнь в движении» было приглашено  много организаций, которые информировали слушателей старшего поколения о своей деятельности: банк, страховая компания,   Компания «  Сибирское здоровье», администрация  г. Иркутска,    Высшая Народная Школа Пединститута  ИГУ.

О деятельности Высшей Народной Школы (далее по тексту ВНШ) с показом видео рассказал член совета директоров ВНШ Александр Иннокентьевич Гордин.

Для всех желающих представителями   ВНШ было проведено два показательных мастер – класса.  Руководила мастер – классами  Тамара Валентиновна Стародубцева, а помогали ей члены кружка ВНШ  « ОчУмелые ручки» Любовь Николаевна Самойлова  и  Татьяна Александровна Шеина.
Попавшие в рамках Мероприятия  на занятие  мастер – класс участницы были очень довольны и  благодарны организаторам и мастерам, т.к. своими руками сделали красивые броши и  унесли их с собой вместе с хорошим настроением!

Я благодарю  Любовь Николаевну и Татьяну Александровну за теплое, дружеское отношение к такой деятельности,  как благотворительность! Они показали свое мастерство, работая, объясняя “ученикам”  азы ручного творчества.

Участники кружка « ОчУмелые ручки» провели, за  период работы в ВНШ, много благотворительных  мастер – классов во главе с руководителем Тамарой Валентиновной  Стародубцевой и получили за это  благодарственные письма, грамоты, дипломы и тёплое отношение всех участников этих мероприятий!

   Кружок «Оч”умелые ручки». Наше творчество  в 2022году.

    Вот и закончился очередной учебный год в Школе. Он был совсем не простым, из- за карантина, то открывался, то закрывался наш Ресурсный центр, где проходили занятия кружков.               В плане работы нашего кружка на этот учебный год, было много  творческих задумок, тематических встреч, которые мы не все осуществили.             В феврале месяце провели репетицию, фотосессию со шляпками, на текст песни « Купите мне вуаль и шляпку…», но в связи со  спецоперацией на Украине, решили эту идею оставить на будущее.  Фотографии с нашей репетиции прилагаются.

Но, мы спешили побывать вместе  на выставках;  в музее им. Рогаля, на выставке Ларисы Осодоевой – слушательницы нашей Школы, которая начинала с нами мастерить примитивную  интерьерную  куклу. Она оказалась профессиональным  художником.

Всей группой сходили на выставку  в Музей кукол, т.к.  мы сами шьем куклы, нам было интересно узнать историю кукол и их наряды.

Второй год мы к празднику  Пасхи  расписываем и разукрашиваем  пасхальные яйца, если первый год  мы использовали деревянные заготовки, то в этом году, натуральные куриные яйца, освобождая  их от белка и желтка. Урок провела Галина Шишова.

 Лариса   Шаманская   познакомила с  двумя интересными методами состаривания  и потертого эффекта поделок: Шебби Шик и Кракле. В стиле Шебби Шик  смастерили рамки для фотографий, а  методом  Кракле   создавали  трещины на деревянных ключницах.          

                Метод Кракле – искусственное  состаривание, т.е. создание трещин в красочном слое.  Ключницы получились очень красивые.

В кружке зародилась традиция  дарить, на день рождения или просто к празднику, подарки, выполненные своими руками.  За 4 года работы кружка, мастерство членов кружка улучшалось, усложнялось, это видно из экспонатов, представленных на выставке в музее  им. Сукачева, которая закрывается  сегодня, 12 мая 2022 года.

                                                                                     Тамара Стародубцева

ВНШ  участник проекта «НЕДЕЛЯ   неформального образования»

В этом году проект «Иркутск – обучающийся город» празднует юбилей. Уже в десятый раз проект собрал людей, знающих своё дело, в качестве  преподавателей проекта, лекторов, ведущих мастер-классов, чтобы поделиться своими знаниями и умениями с любознательными и  креативными слушателями. Десятая, юбилейная, Неделя неформального образования проходила с 1 по 6 марта 2022 года. Проект «Иркутск – обучающийся город» реализуется администрацией Иркутска с 2013 года и смысл его в популяризации просветительской деятельности, выявление новых образовательных ресурсов, привлечение иркутян к новым формам образования, проведения досуга и повышения качества нашей жизни.

В течение Недели на различных площадках города Иркутска проходили  сотни познавательных и обучающих занятий, на которых можно было  увидеть весь потенциал обучения для людей разного возраста.

Высшая народная школа  и её неугомонные слушатели  приняли участие в  Неделе неформального образования , ведь этот проект , как территория творчества и знаний,  близок по духу главным идеям школы! Большой популярностью пользовались мастер-классы.

Вот что об этом рассказывает  Тамара Валентиновна Стародубцева:

Кружок  «Оч.умелые  ручки»  1 марта 2022г. провел  мастер- класс  по
точечной   росписи  контурами стеклянных  тарелок.  Мастер-класс  провела Лариса Васильевна Порошина. Присутствовало 10 человек. Участники мастер-класса с интересом и большим удовольствием занимались росписью, в этом им помогали более опытные члены кружка. Точечная роспись это один из популярных видов ручного труда и пользуется успехом. Участники мастер- класса благодарили за урок и довольные ушли с занятия со своими расписанными стеклянными тарелками!

Второго марта 2022г. прошел мастер-класс  по изготовлению брошки « Роза»  из атласной ленты. Мастер класс провела Тамара Валентиновна Стародубцева. Участники  мастер- класса сделали очень красивые брошки!

 Члены кружка «Оч.умелые  ручки» люди творческие и в рамках «НЕДЕЛИ» посетили мастер-класс  по работе с кожей. Планируют  изучить это мастерство  и изготовить на своих уроках   поделки  из кожи.

В этот же день Александр Иннокентьевич Гордин – руководитель литературного клуба, проводил для всех желающих  мастер- класс по теме «Я  в зеркале  метафоры», который  показал его  участникам, как интересно заглянуть в себя и какими образами и смыслами можно наделить окружающее и привычное. Присутствовали члены клуба, студенты Педагогического института и все, кому интересна тема. Урок прошел очень интересно и познавательно.

РОССИЯ В ЗЕРКАЛЕ МЕТАФОРЫ

Второго марта состоялась встреча в литературном клубе “Родные берега”, занятие которого посетили жители города ИРкутска в рамках “Недели неформального образования”.

Во время этого занятия слушатели ВНШ представили свои литературные портреты: Е.Сурнина “Я – река”, А.Гордин ” Я – ветер”, Н. Растошинская “Трамвай – имя существительное”, Т. Стародубцева “В зеркале МЕТАФОРЫ”, которые мы представляем вашему вниманию ниже в нашей подборке.

В практической части, пришедшие на встречу выполнили творческое задание созданию развёрнутой метафоры на выбор по трём темам “Россия в зеркале метафоры”, “Сибирь в зеркале метафоры”, “Моя семья в зеркале метафоры”. В конце занятия, которое проходило по учебному алгоритму, и слушатели ВНШ и гости мероприятия, среди которых были четыре студентки Педагогического института ИГУ, прочитали, по желанию, свои эссе и лирические миниатюры.

Собинфом

Я – река!

Если пытаться сформулировать в свои 66, что такое собственная жизнь, то уже так многое понятно про себя и когда примеряешь распространённые формулы или сценарии жизни, то отчётливо понимаешь, насколько подходит или нет к тебе то или иное определение!

 Трудно не согласиться с тем, что жизнь – это движение! Ведь понятно, что все мы движемся в пространстве и времени, но какое это движение для меня, по каким правилам и куда? Или моя жизнь – это дорога? И какая же она: оживлённая, многолюдная, скоростная, а быть может круговая?!

Для меня и движение, и дорога, и моя жизнь – это река, и все образные сравнения в попытке отразить свою суть, сводятся к сравнению с рекой, может потому что я родилась на реке Лене и всё моё детство, все яркие впечатления и события связаны с рекой и моя профессиональная жизнь тоже?.. И я видела реку в разное время года, реку бурную, мощную во время ледохода, мелеющую, меняющую своё русло в разные годы и в зависимости от условий, знаю реку- труженицу, понимаю её глубину и внутреннюю силу! И даже определение слова «река», как мне кажется, очень подходит ко мне: РЕКА́ – это естественный значительный и непрерывный водный поток, питающийся поверхностным или подземным стоком с площадей своих бассейнов и текущий в разработанном им русле. На значительности я не настаиваю, это формулировка из словаря, но в остальном!..

Река, это не просто водоём, это водный поток от истока до устья! Вот она Я – сибирская река, начинающаяся от истока, имеющая большу́ю протяжённость и свои берега, и чётко обозначенное русло, и течение, которое меняется на разных участках, с перекатами и воронками! И считаю себя понятной и открытой для окружающих, представляя себя прозрачной рекой на мелководье в солнечный день, когда можно полюбоваться суетящимися стайками мальков и разноцветными камушками, или ответственной судоходной рекой в период навигации несущей многотонные грузы!..

Я на протяжении жизни, чувствую, как оставаясь самой собой, всё той же рекой в одном русле, ощущаю   как внутри меня всё время что-то происходит: бродит, меняется, движется, работает, что-то исчезает и снова появляется, как-то пополняется, перерабатывается, но остаётся исток и те семейные корни и правила, которые мы наследуем от своих родителей и которые часто определяют наш выбор.  

    Что может река? Река-кормилица- это целый мир, наполненный живыми знаниями и образами, которые, как и наш профессиональный   багаж знаний и навыки, которые живут и теснятся в нас, с радостью нами же передаются, раздаются, остаются нашим последователям и т.д.

Река может многое отдавать, её ресурсы неисчерпаемы, хочется думать и о себе, как о человеке, готовом делиться теплом и участием со всеми, кто в этом нуждается.

Я река, вбирающая новые знания, жизненный и житейский опыт, которые и наполняют содержанием, и заставляют извлекать уроки из мутных течений и булыжников, попадающих в нас с течением впадающих неспокойных притоков и ручьёв, несущих с собой всё, что оказывается в них во времена таяния и бурного разлива!..

Даже одна и та же река видится окружающим разною, кто-то познакомился  с нею в тёплый летний день, когда воды её прозрачны и спокойны, берега зелены, а кто-то вышел в холодный осенний день на берег реки и видит только  её стылые, тёмные воды, не представляя себе её тёплой и приветливой, а кто-то встал на коньки и рассекая по ледяной глади  не может и вообразить,  какое  быстрое течение под толщей льда или какая глубина, поэтому не всегда за внешней сдержанностью  или внешним рисунком поведения  можно понять характер и суть  человека!.. Это река!

Елена Сурнина

                           Трамвай – имя существительное.

          Ах, как лестно было бы сравнить себя со свободолюбивой чайкой или буревестником, но я – трамвай. Не столичный новенький трамвай, сверкающий никелем и хромом, заполненный протяжно-вальяжно говорящей искушённой публикой, а обычный, очень немолодой иркутский трамвай.  Да, не цветок, не дерево, не его корни.

          Я – движущийся объект, с меняющимися кондукторами, разношёрстными пассажирами, несколько дребезжащим звонком и расшатанными колёсами, который пыхтит, хлопочет, устаёт и потому излишне долго отдыхает на перекрёстках, но всё же везёт, везёт, везёт. Я верю в добрые помыслы моих пассажиров, хотя и не страдаю излишней наивностью. Вношу, по мере сил, равновесие в мир, в котором посчастливилось жить, и ради этого не пререкаюсь с кондуктором, слежу за прозрачностью своих стёкол, чистотой кресел и салона. Не каждый позавидует трамвайной доле, потому что еду то я по накатанному пути, по рельсам, и значит, не свободен. Меня же устроил такой рисунок собственной судьбы.  Я не слежу за приключениями роскошных быстроходных Ролс-Ройсов, и убеждён, что абсолютной свободы нет. Я надёжно и достойно делаю Дело, за которое уважаю себя и весь трамвайный парк. Принято говорить, что трамвай – самый демократичный вид транспорта и это не грешит против истины. Как видите – я думающий трамвай. На осмысливание новостей, жизненных перспектив и иных обстоятельств я нахожу время, когда ночую в депо после интересного, наполненного событиями и перемещениями дня. Во время движения – ни, ни, поскольку мне доверена важная общественная функция – безаварийная перевозка пассажиров. Я позволяю себе только прислушаться к их гомону, улыбнуться смеху или посочувствовать плохому настроению. Допускаю, что подобные рассуждения покажутся старомодными, к примеру, тем же беспроводным средствам связи, но мои убеждения этим не обесценены.

Помню времена, когда пассажиры, как правило, были беззаботны и смешливы, пары знакомились прямо во время движения, а кондукторы, в связи с переполненностью трамваев, задорно кричали: ” встаём в ёлочку, в ёлочку!” Трамваев было мало, а пассажиров – много, но это особо не портило настроения, потому что верили: скоро, очень скоро будет всего в изобилии, не только трамвайных вагонов. Нет, я не брюзжу, помню слова поэта: ” что пройдёт, то станет мило”, но иногда испытываю грусть по прошлому.  К поэзии и литературе я пристрастился в те счастливые годы, когда пассажиры читали книги, а молодые люди – студенты и не только, “кадрили” девчонок с помощью рифмованных строк.

Бывает, я не выхожу в рейс в связи с ремонтом.  На базе мне регулируют отдельные узлы, проводят плановые испытания и отправляют в дорогу, поскольку я не достиг ещё предельного состояния по износу. Я выхожу на встречу с пассажирами, попутным ветром, киваю прохожим, собакам, звеню помолодевшим звонком, и жалею только о несбывшейся сказке о ромашковом поле, куда, почему – то никто не догадался рельсы проложить…

                                                                 Наталья Растошинская

                    Тамара Стародубцева

                  Я в зеркале МЕТАФОРЫ

Я в зеркало « МЕТАФОРЫ» смотрюсь,
И отражаюсь ручейком бегущим!
Я к  морю синему стремлюсь,
Рекою сильной,  всемогущей!
                                         Февральским ветром,
                                          Вдохновением  –  растревожена!
                                          Корабль жизни  вновь  несет меня,
                                          По морю памяти –  разбуженной!
                                          Штиль,  шторм, но что это для корабля?
 Когда душа поет восторженно!      
 Мелодия,  чуть слышно,  льется,
 Среди полей, болот, лесов,
 И нежный  голос  соловья,
 В тиши внезапно раздается!
                                         Затихнет музыка в серебряных сережках,
                                         Березки, наклонившейся  к  кустам!
                                         То вновь возникнет  в ручейке журчащем,
                                         Стремящемся  в  не видимую даль!
 Родник  увидел  на  своем  пути,
 Обнял его и,  с нежностью, с любовью,
 Холодного, прозрачного,  прижав к груди,
 С мелодией притихшей, не свернув с дороги, 
 Бежал рекой, минуя частые   пороги,
 К манящему в объятья –  голубому  морю,
 Сверкающему  в  солнечных лучах
 Безбрежного небесного простора!
                                          А музыка,  то форте, то пиано,
                                          Звучала  на  пути и берегах!
                                          Жизни продолжение  предвещая,
                                          В невинных, мелких ручейках!
        По зеркальной глади моря,
        Корабль плывет   вперед!
        Попутный ветер –  Верю!
        Корабль   не подведет!                                 

                                                          12.02.2022

Презентация мастер-классов слушателей ВНШ в разных областях жизнедеятельности: огородничество, литературное творчество, прикладное народное творчество и т.п.

       ЛИТЕРАТУРНЫЙ КЛУБ «РОДНЫЕ БЕРЕГА» : « Я В ЗЕРКАЛЕ МЕТАФОРЫ»  
 С 1 февраля кружки, клубы и студии ВНШ на месяц, в связи с ухудшением эпидемиологической ситуации в мире и стране, прекращают свою деятельность. По рекомендации Совета ВНШ руководители дают задания слушателям, чтобы в марте на занятиях познакомится с новыми их творениями. Такое задание даю и я – Александр Гордин, руководитель литературного клуба «Родные берега».  Итак, к первому занятию в марте мы все ждём друг от друга автопортреты (портретные зарисовки!), сделанные по алгоритму упражнения «Я в зеркале метафоры».
Алгоритм выполнения задания:
1.       Автором зарисовки выбираются явления природы, представители животного мира, растений, предметы быта –  всё, что у них ассоциируется со своим характером, образом жизни.
2.       С помощью выбранного выше эмпирического материала делается сравнение себя с данным предметом, явлением, событием, через которое осуществляется   лирическая, философская, шуточная и какая угодно другая самопрезентация.
3.       В конце зарисовки из сконструированных сравнений на основе возникших ассоциаций делает метафоричный вывод, в котором утверждает, что я это ….
 
         Чтобы было более понятно, как выполнять упражнение прилагаю ниже образец. Данное задание есть часть творческой работы, которая состоит из трёх этапов. Два этапа, в ключаря описанный выше, мы уже прошли: «Я в зеркале сравнения». «Я в зеркале метафоры».  А третий – секрет. Он будет представлен членам литературного клуба в виде домашнего задания в марте.
 
·         Я в зеркале метафоры
Ветер, который думает, что он человек
        Я добрый как побитая собака или пьяный в доску Дед Мороз. Критичный как журналист, который пишет не про других, а про себя. Отважный как боксёр, побывавший в нокдауне, решительный как молния в стакане, робкий как гвоздь вбитый в доску по самую шляпку, трудолюбивый как лошадь в упряжке, настойчивый как влюблённый дурак, ленивый как Илья Муромец на печи, легкомысленный как мотылёк, летящий на пламя свечи. 
        Голова, как одуванчик изрядно облетевший от порывов времени, глаза как ночники в пещере, губы как два зарубцевавшихся шрама, лицо как у усталой лошади, руки как порывистый ветерок, аккуратный как хозяин вечно забывающий, где и что лежит, активный как пионер организации, у которой давно нет ни своей страны, ни своего народа, весёлый как ручеёк, который то возникает в тайге, то уходит куда-то под мох, вспыльчивый как сырой порох, грустный как свеча в ночи…
         А в общем-то я ветер, который легко раздувается от любого добросердечного взгляда и съёживается как как воробей в мороз от грубости и хамства. Мне так хорошо веять над лесом бесконечных житейских проблем, если у меня надоба бережно нести над этой чащобой в своих ладонях кудрявые облака ваших мыслей и чувств. Тогда у меня возникает ощущения своей нужности не только самому себе. Не знаю почему, но для меня это важно.
А. Гордин

Рассказ от Тамары Стародубцевой о творческой мастерской ВНШ (на 5 страницах)

Новости из  Кружка вязания крючком

          15.11.2021 У всех  участников кружка  мотивация разная: кому-то хочется  связать себе обнову, кто-то пришёл , рассчитывая здесь научиться чему-то новому , кто-то с удовольствием   осваивает  новые техники и обнаружив, что  своими руками получается  связать игрушку, сувенир, чтобы удивить и порадовать  своих внуков, подруг и себя, открывает для себя  другие возможности и занятия, а кто-то приходит пообщаться, побыть с крючком в руках  в  такой творческой атмосфере!

       Ольга Иннокентьевна Кудрявцева пришла когда-то в кружок слушателем, а вот уже три года делится своими знаниями и умениями  в качестве руководителя кружка. Будучи человеком увлечённым  и очень продуктивным на идеи, она  вовлекает в процесс и  всех  участников, итог первых занятий  это компания  тигрят, символизирующих год надвигающийся, новые  береты и шаль в ожидании холодов, пчёлка на радость любителям игрушек, новые узоры для тех, кто уже не первый год занимается в кружке и основы вязания крючком для новичков!

        Вся группа  всегда в тонусе, Ольга Иннокентьевна выкладывает  в общем чате кружковцев  варианты и вариации связанного в качестве образцов, моделями выступают домочадцы, всегда это провоцирует обмен мнениями в чате и глядишь, через несколько дней мы видим , что кто-то из последователей , скорых на руку уже не только  подхватил идею , но и воплотил её!..

ТВОРИМ!…

Не первый год в помещении МКУ Городского ресурсного центра «ГОРОД», расположенного на улице Литвинова,16 еженедельно по понедельникам работают кружки Высшей народной школы (далее – Школа) города Иркутска для людей третьего возраста.

Один из них – кружок вязания крючком, который слушатели Школы между собой называют просто «Крючок»! Руководит им слушатель Школы Кудрявцева Ольга Иннокентьевна. Ольга Иннокентьевна сумела создать такую творческую атмосферу, удивляя каждую неделю своих подопечных новыми идеями и новыми образцами вязания, чутко откликаясь на какие-то потребности текущего момента или на актуальные новинки и тренды в вязании, что   участники кружка даже в период пандемии   практически не снизили активность, выполняя «домашние задания» и выставляя в своей группе обновы!

Общения, конечно, не хватало, и потому были совместные прогулки на Якоби по известному маршруту до так называемого в народе Крокодила, были совместные экскурсии, но самое главное, это то, что творчество «крючкотворения» – заразительно. Подтверждает это тот факт, что   участниками кружка   даже за последние несколько занятий после того, как заработали после карантина кружки, уже связаны новые изделия, подарки подругам, предметы, украшающие быт!…  И этому нет предела!  У кружковцев есть желание   принять участие в предстоящей выставке и потому   уже собраны и подготовлены под руководством Ольги Иннокентьевны выставочные экземпляры и активно создаются новые «шедевры»!

Также в данном помещении работает кружок бисероплетения под руководством слушателя Школы Смирновой Елены Геннадьевны.  Кружок объединяет тех, кто способен кропотливо, нанизывая бисеринки одну за другой, создавать украшения, радуя себя и тех, кому они адресованы.

Это замечательно, что у Высшей народной школы Иркутска есть друзья и партнёры, а значит есть возможность объединяться творческим людям по интересам и   радоваться общению и возможности учиться у опытных наставников или приобретая новые навыки, или открывая в себе новые возможности, для развития которых так заботливо и вдумчиво работают руководители кружков!

Елена Сурнина