ЛЕТОПИСЬ

На фото А.Гордина Первые слушатели ВНШ 26 февраля 2009 года

Год за годом Союза неугомонных ВНШ

ВОЗРОЖДЕНИЕ ТРАДИЦИЙ ВЫСШИХ НАРОДНЫХ ШКОЛ дореволюционной России началось в 1998 году с открытия Высшей народной школы для людей третьего возраста в г. Санкт-Петербурге на базе РОО «Дом Европы в Санкт-Петербурге» и ИОВ РАО.

  • Руководитель – Нина Петровна Литвинова, доктор экономических наук,  профессор.
Н.П.Литвинова – инициатор возрождения Высших народных школ в России
  • Именно встреча с этим удивительным человеком в 2005 году в С-Петербурге на стажировке “Подготовка менеджеров для высших народных школ”, которой она руководила, стало толчком для создания ВНШ в г.Иркутске, на основе защищённого на этом форуме “Проекта создания Высшей народной школы в Иркутской области на базе АНО “Сибирское партнёрство” (авторы – О.Гордина и А.Гордин).

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ВНШ г.ИРКУТСКА

ВНШ является первой народной школой в Восточной Сибири. Открытие школы состоялось 22 февраля 2009 года

     2009-2010 учебный год

  • Открытие ВНШ в Педагогическом институте по инициативе преподавателей кафедры социальной педагогики и психологии О.В. Гординой, А.И. Гордина и при административной поддержке директора Института дополнительного образования Иркутского педагогического университета М.В. Парамоновой.
  • Самым первым СМИ, который зафиксировал открытие школы и рассказал об этом событии жителям Иркутской области стало «ТВ ВЕСТИ Иркутск». Материал об этом сразу же появился в информационной ленте «Телеинформ»
  • В Иркутске открылась высшая народная школа

28.02.2009 03:091528 Общество

Она первая по счету в нашем регионе и уже 12-ая — в России. Слушателями стали люди разного возраста, профессий и уровня образования. Задача школы — не обучать грамоте, а расширять кругозор учеников.

Число слушателей на первую лекцию собралось больше, чем могла вместить аудитория — свыше шестидесяти человек. За партами не дети и не студенты, а взрослые люди.

Доцент кафедры социальной педагогики и психологии – Ольга Васильевна Гордина, именно она, суммировав педагогический опыт других народных школ стран мира, решила создать подобное учебное заведение и в нашем городе.

Ольга Гордина, руководитель высшей народной школы: «Она называется высшей не потому что даёт высшее образование и какую-то профессию, а потому что она в высшем смысле поднимает человека над собой, даёт ему возможность для развития, для открытия в себе каких-то новых ресурсов, вообще даёт новый шанс в жизни».

Урок иностранного языка. По словам преподавателя Юлии Елохиной — ее, как преподавателя не смущает, что в высшей народной школе нет заработной платы. Она говорит, что готова потратить часть своего свободного времени на эту работу. Тем более, что в отличие от обычной школы, здесь ученики — сознательные.

Юлия Елохина -руководитель кружка разговорного английского языка

Юлия Елохина, преподаватель английского языка: «Что меня прельстило больше всего — здесь можно работать с людьми, которые заинтересованы в том, чтобы добиться, узнать что-то новое. Они пришли сюда с одной целью — обогатить себя, свой уровень».

Занятия проходят раз в неделю — по четвергам. В программе, кроме иностранного языка, предметов из программы общеобразовательной школы нет. Здесь будут читать лекции, что называется, для общего развития — например, о культуре народов Сибири или об истории живописи.

Александр Гордин, старший преподаватель кафедры социальной педагогики и психологии ИГПУ, учащийся высшей народной школы: «Человек не может в себя сразу многое вобрать, а когда собираются вместе, каждый понемножку поделится своим сокровенным, своим интересным, ты и сам станешь интересным, потому что когда ты общаешься с другим человеком, ты не столько познаёшь этого человека, сколько самого себя».

В планах преподавателей проводить лекции не только в аудиториях. Руководство школы сотрудничает с иркутскими театрами и музеями, а потому есть задумка провести для слушателей экскурсии на выставки и организовать несколько походов на спектакли.

Источник: ВЕСТИ Иркутск

Эта была первая публикация об общественно-образовательной деятельности ВНШ!

  • Проведение областного семинара для директоров школ-депутатов совместно с Законодательным Собранием Иркутской области.
  • Открытие ВНШ в школе №16 г.Усолье-Сибирское, в школе с. Карымское Куйтунского р-на Иркутской области.
  • Вышел в свет № 4(5) общественно-литературной газеты «Народное обозрение», которая начала осуществлять информационное сопровождение деятельности ВНШ (Гордин А.И.).
  • За первый год работы школы её деятельность освещалась в разных печатных и электронных СМИ Иркутска. Информационный повод для создания статей и репортажей был настолько необычным, что слушателям и преподавателям ВНШ не приходилось прилагать никаких специальных усилий, чтобы журналисты перешагивали, образно говоря порог школы». Вообще-то никакого порога у школы тогда не было, потому что она не являлась не государственным, ни ведомственным учреждением. У нё даже не было юридического лица в виде общественной организации. Уникальность этого общественного явления заключалось в том, что это была общественная инициатива, которую поддержал вуз и городская администрация в виде выделяемых для деятельности школы помещений и некоторого необходимого оборудования.

Поддерживали и некоторые СМИ – бесплатно создавая рекламу ВНШ. В числе первых из них оказалась газета «Копейка»

  • Пенсионеры сели за парты

Копейка№ 38 от 30 сентября 2009 года

В октябре начнет новый учебный год высшая народная школа для взрослых — первая в Восточной Сибири. Ее студенты, в основном люди пенсионного и предпенсионного возраста, изучают информатику, иностранные языки и многое другое, на что не хватило времени в школьные и университетские годы.

Высшие народные школы существовали еще в дореволюционной России. В эпоху коммунизма они перестали функционировать. И только в последние годы в нашей стране возродилась система неформального образования взрослых. В ряде регионов появились высшие народные школы нового образца. Иркутская ВНШ стала двенадцатой в России и первой в Восточной Сибири. Организатором ее является Ольга Гордина, доцент кафедры социальной педагогики и психологии ИГПУ. В 2006 году она вместе с супругом и единомышленником Александром прошла обучение в высшей народной школе в Санкт-Петербурге. Затем была стажировка в высших народных школах Дании, Швеции, Финляндии. После чего и появилась идея создать такое заведение в Иркутске.

— Тогда воплотить идею в жизнь не удалось, — вспоминает Ольга Гордина. — Школа начала работать в марте 2009 года. Мы постепенно преодолели стереотип, будто взрослые не нуждаются в образовании, и убедили в этом других людей. Самообразованием надо заниматься всю жизнь! Педагогический университет предоставил нам помещения, право пользования библиотекой, компьютерным залом. Получается, наши подопечные имеют те же возможности, что и обычные студенты.

Как и для студентов вузов, для слушателей ВНШ есть лекции (по две пары каждый четверг) и практические групповые занятия — по понедельникам и пятницам. По некоторым дисциплинам им задают домашнюю работу. Два раза в неделю студенты посещают театры, музеи, национально-культурные центры, с которыми сотрудничает ВНШ.

Главное отличие высшей народной школы от других образовательных заведений в том, что в ней обучаются люди от 30 лет, в основном пенсионного и предпенсионного возраста; самому старшему студенту 83 года. За парту ВНШ попадают по-разному: кто-то узнал о школе из СМИ, кого-то привели друзья. Нину Увакину, сотрудницу адаптационно-педагогического центра «Прибайкальский талисман», привел в ВНШ директор, зная о неиссякаемой энергии своей работницы.

— В «Прибайкальском талисмане» все преподаватели играют на флейте, — рассказывает Нина Григорьевна. — А я чем хуже? В высшей народной школе я впервые взяла в руки флейту в возрасте 56 лет! Играю пока не очень, но уже слышно мою музыку… Еще я начала рисовать, чаще всего церкви. Благодаря ВНШ я стала раскрываться. Я звезда, и все вокруг меня звезды!

Для Валентины Павловой школа — это прежде всего общение. Студенты так сдружились, что вместе ездят на Байкал и просто весело проводят время.

— В высшей народной школе я получаю то, что не успела приобрести раньше, когда нужно было воспитывать детей и работать, — делится студентка ВНШ Татьяна Сутупова. — Когда человек на пенсии, он почему-то никому не нужен… Приятно сознавать, что я теперь студентка! Изучаю информатику, а раньше даже мышку боялась в руки взять. Нравится предмет «Психология общения» — с внуками теперь легче найти общий язык. В жизни столько всего интересного, а жить осталось не так много. Вот хотим все успеть.

Жизненное кредо этих студентов: хочу все знать! И они четко следуют своим целям. Стараются охватить как можно больше предметов: историю, литературу, психологию, экономику, право, изящное и прикладное искусство, физическое совершенствование и оздоровление. Активно участвуют в формировании образовательного процесса — предлагают ввести новые темы, новые учебные программы, например гирудотерапию, советуют, по каким предметам проводить лекции, что обсуждать в группах, приглашают преподавателей. Ольга Гордина учитывает мнение своих подопечных. Так, совместно родилось решение, что студентам нужны занятия в тренажерном зале. Вероятно, с нового года появится такая возможность.

ВНШ часто проводит праздничные мероприятия. Ближайшее событие запланировано на 8 октября — открытие нового учебного года.

— Сейчас у нас обучается 115 человек, — говорит Ольга Васильевна. — Больше половины студентов имеют высшее образование, из них пять кандидатов наук. У этих людей богатый жизненный опыт. В отличие от большинства обычных студентов наши сознают, что и зачем им надо, и ждут от ВНШ конкретных результатов, а именно применения знаний в реальных ситуациях. С удовольствием посещает занятия в нашей школе и моя мама. Высшая народная школа — полностью социальный проект. Студенты не платят за образование, а преподаватели учат их на волонтерской основе. Главное — желание совершенствоваться и помогать в этом другим людям.

Ольга Майорова

2010-2011 учебный год

  • В ВНШ открываются танцевальный кружок, группа здоровья, изостудия, хоровая студия, кружок любителей кино.

На занятиях О. Н. Ивлевой в группе здоровья «Твоё здоровье в твоих руках»

  • Реализуется проект «Пойдем в театр!» (Захарян С.А.)
  • Участие в международном семинаре по теме: «Путь к образованию на протяжении жизни после CONFINTEA VI (RS)» в Финляндии, стажировка в ВНШ Финляндии, Швеции, Эстонии. (Гордина О.В.)
  • Участие в акции ЮНЕСКО «Неделя образования взрослых в России» в г. Казани студентов магистратуры по направлению «Социальная педагогика» с докладом о деятельности ВНШ Иркутска.

2011-2012 учебный год

  • Установлены партнерские отношения с областным советом ветеранов, проведено 2 областных семинара для представителей разных территориальных ветеранских организаций.
  • Проводилась активная подготовительная работа с областным Советом ветеранов по открытию школ в 20-ти территориях Иркутской области.
  • Открылся литературный клуб «Родные берега», руководитель А.И. Гордин.
  • Открылся при ВНШ дискуссионный клуб, в котором в течении учебного года было проведено студентами и магистрантами более десяти фокус-групп, среди которых наиболее запомнились «Коррупция и власть» (ведущая – Ольга Воробьёва), «Экология сознания человека» (ведущие – О.Никорова, Ю. Якубчик), «Роль ТВ СМИ в формировании норм и ценностей поведения современного российского общества» (ведущие – О.Никорова, Ю. Якубчик).
  • Вышел в свет 5(6) номер общественно-литературной газеты «Народное обозрение», продолжающей информационную поддержку деятельности ВНШ (Гордин А.И.).

2012-2013 учебный год

  • Продолжается активная работа по созданию народных школ в Иркутской области, Иркутском р-не. Проводим семинары, мастер-классы для потенциальных руководителей народных школ.
  • Расширяется сеть партнеров школы. Активное сотрудничество с Домом Кино, участие в народном жюри кинофестиваля «Иркутск-VISION».
  • Группа слушателей ВНШ (5 человек) приняла участие в передвижной акции «Неделя образования взрослых» (Санкт-Петербург-Псков – В.Новгород – Минск – Кировоград-Киев). Были доклады, выступления о деятельности ВНШ Иркутска

2013 -2014 год

  • Группа слушателей ВНШ (26 человек) приняла участие в передвижной акции ЮНЕСКО «Неделя образования взрослых» в г. Санкт-Петербурге и Скандинавии (Финляндия, Швеция, Дания, Норвегия, Эстония). В Государственном Центре образования взрослых Швеции в Стокгольме был сделан доклад на английском языке о деятельности ВНШ Иркутска.
  • Большая группа слушателей ВНШ приняла участие (массовые сцены, эпизоды) в съемках народной комедии «Похабовск. Обратная сторона Сибири»
  • При нашем активном участии в Иркутске проведена «Неделя неформального образования» (1-6 марта), началась реализация проекта «Иркутск-обучающийся город».
  • Открылась студия «Живое слово» (руководитель: народный просветитель Бабицкая Л.А.)

    2014-2015 учебный год

  • Начала работу на постоянной основе «Бабушкина и дедушкина школа» в детском доме №2.

На фото староста Нина Увакина с воспитанниками детского дома

  • Силами литературного клуба издан первый номер художественно-публицистического альманаха «Родные берега», в котором опубликованы творческие работы преподавателей и слушателей школы: рассказы, стихи, зарисовки Л. Русаковой, В. Диковой, Ю. Коростелёвой, С Васюхиной, зарисовка Н. Увакиной, главный редактор – А. Гордин. Альманах издаётся на деньги авторов, которые публикуются в нём.
  • Вышел в свет «пилотный» номер художественно-публицистического, научно-популярного альманаха «Народное обозрение», который ставит свое целью более глубокую по содержанию информационную поддержку деятельности ВНШ и издаётся по принципу самоокупаемости. В альманахе представлены статья-вступление А. Гордина «Причуда по имени «Народное обозрение», и научно-популярная статья О. Гординой и А. Гордина «Высшая народная школа как инструмент формирования гражданского общества».
  • В г.Санкт-Петербурге в рамках акции ЮНЕСКО «Неделя образования взрослых» проведены мастер-классы для представителей разных регионов России, а также представителей Норвегии и Японии, посвященные созданию Высшей народной школы как сетевого проекта в регионе (Гордина О.В.) и реализации проекта «Обучающийся город» в г. Иркутске (Куриленкова О.А.).
  • Этот был очень непростой год для ВНШ… В начале учебного года администрация Педагогического института в лице нового директора фактически указало школе на дверь, объясняя это тем, что социальный проект ВНШ – экономический нецелесообразен для вуза. Дело дошло до того, что О.В. Гордина начала вести переговоры о проведении лекционных занятий в актовом зале администрации г. Иркутска, а все любительские клубы вывести в городской ресурсный центр, что и было сразу же сделано. Очень мобильно около 20 кружков и творческих объединений начали проводить там свои занятия. Среди них: «Бабушкин сундучок» (аналог «Бабушки гламур»), «Очумелые ручки», «Я люблю рисовать», литературный клуб «Родные берега» и др.

А.И. Гордин начал подготавливать информационную атаку в городских, региональных и российских СМИ. Даже успела выйти одна статья в «Восточно-Сибирской правде», в которой говорилось о проблеме, но пока ещё достаточно спокойно и взвешено…

Словом, ситуация была близка к критической, пока в неё не вмешался ректор Аргучинцев. К нему через социальные сети на его личный информационный ресурс обратились студенты Пединститута. Они заступились за «своих бабушек и дедушек», с которыми встречались во время своих практик и вообще уже стали воспринимать слушателей ВНШ как равноправных обучающихся вуза. Ректор был удивлён, что такой социальный проект существует уже шестой год (пединститут совсем недавно вошёл в состав ИГУ), и запретил прекращать работу ВНШ администрации пединститута.

И произошло чудо! Тот самый директор, который ещё некоторое время назад выгонял из его стен ВНШ, теперь приветливо улыбался слушателям и преподавателям ВНШ, выказывал им разные знаки внимания…

Так ВНШ осталось в «стенах» ИГУ и даже расширила не только географию своей деятельности, но «свой аудиторный фонд»: все кружки, занятия которых были выведены в городской ресурсный центр, очень даже хорошо прижились на новом месте…

А памятью об этом конфликте стал материал в «ВСП», да несколько строчек в интервью О. Гординой, данном ИА «Телеинформ» в 2015 году: «Сейчас Высшей народной школе есть, чем поделиться с другими подобными организациями: за 7 лет накоплен огромный опыт по организации кружков и поиску преподавателей. Однако положение учебного заведения все равно остается шатким: юридически организация никак не оформлена, своих помещений у нее нет.

– Проект волонтерский, – поясняет Ольга Васильевна. – Нет никакого финансирования, периодически возникают вопросы, кто платит-то за все это. И недоверие к нам, к руководителям. Была попытка закрыть школу в прошлом году. Но как-то мы нашли понимание и в руководстве госуниверситета, и в руководстве педагогического института.

С другой стороны, в таком положении есть и плюсы, отмечает Ольга Гордина. Отсутствие жесткого контроля дает полную свободу творчества: преподаватели не зависят от методической программы, слушателей не заставляют изучать то, что им не интересно. Все основано исключительно на вдохновении.

2015 -2016 учебный год

  • У школы появился свой офис в городском ресурсном центре.
  • Открылись студия развития творческих способностей «Самовар» и студия красоты «Модный сундучок».
  • Состоялась незабываемая встреча с Е. Евтушенко
  • Принимали участие в Городской площади талантов, субботниках в Кайской роще, волонтерском движении г. Иркутска
  • Вышел в свет второй номер альманаха «Народное обозрение», в котором представлены научно-популярные и публицистические статьи преподавателей ВНШ: А. Гордина «Радуга в феврале», «СМИ как культурная имитация», В. Зоркина «О телеграфисте Петре Жолтикове, истории «Гранатового браслета» и писателе Александре Куприне», А. Байбородина «Счастье», отрывок из повести слушателя ВНШ «Каникулы на Тунгуске» и эссе В.Арсентьева (псевдоним В.Семнадцатый) «О времени и себе»,  а так же 16 зарисовок о слушателях ВНШ, написанных студентами журфака ИГУ.

2016-2017 учебный год

  • В школе создан отряд волонтеров «Неугомонные», который принимает самое активное участие в общественной жизни города. Участие волонтеров ВНШ в акции «Праздник чистоты» на о.Ольхон.
  • В Педагогическом институте «ИГУ» открылись и получили очень высокую оценку посетителей персональные выставки слушателей ВНШ Давыденко О. (живопись) и Шматкова Д. (художественная фотография)
  • Вышел в свет третий номер «Народного обозрения», в котором представлены публицистическая статья О. Гординой «Рождённые в СССР», эссе А.Гордина о творчестве А. Байбородина «Правёж сердца»,  научно популярные статьи Динь Суан Чыонга «Нетуристический Иркутск», А. Гордина «Загадка русской письменности», отрывок из повести А. Байбородина  «Утоли мои печали», бывальщины И. Темникова, документальный рассказ Л.Зиминой «Лялькино детство», стихи А. Волчука, В. Кузекевича, эссе и зарисовки студентов Педагогического института А. Бояренцевой и Т.Лукьяненко о слушателях ВНШ «Взрослые или школьники?», «Добрые глаза школы» и др. А так же фотовернисаж слушателя ВНШ Д. Шматкова.
  • Вышел в свет  второй номер альманаха «Родные берега», в котором опубликованы стихи А Волчука, С.Васюхинной, А.Гордина, Л.Капустиной, А.Якуба , рассказ В.Крестьянникова «Старатели», байка-быль О.Емельнова, сказки Л.Зиминой, лирические миниатюры и басни в прозе Н.Растошинской, гаучно популярная статья В.Зоркина «Гайдар в Сибири», А.Гордина «Феномен малотиражной литературы», эссе В.Диковой «О времени и о себе».

2017-2018 учебный год

  • Участие добровольцев ВНШ в акции «Праздник чистоты» на о.Ольхон, в п.Листвянка и др.
  • В июле на базе летней практики Педагогического института в п. Большое Голоустное, в течении 10 дней слушатели ВНШ проводили мастер-классы по прикладному народному творчеству для первого курса социальных педагогов, обучающихся при кафедре социальной педагогики и психологии ПИ ИГУ.

Взрослые вожатые ВНШ с будущими вожатыми – первокурсниками ПИ ИГУ в Большом Голоустном

  • Начала работу наша «Передвижная Высшая народная школа». Мобильная группа преподавателей и слушателей выезжает с лекциями, мастер-классами, концертами в дома-интернаты для престарелых и инвалидов. Эта деятельность получила финансовую поддержку
  • Вышел в свет четвёртый номер «Народного обозрения». Слушатели и преподаватели ВНШ г. Иркутска, п. Карымский , г. Усолье-Сибирское в нём представлены стихами Л. Вороновой и А. Гордина, зарисовками, эссе, публицистическими статьями Т. Стародубцевой, Н. Увакиной, Л. Мядзюта, Л. Рябцовской, М. Иванова М. Башкирцевой, Л. Янышевой, В Скорохода, научно-популярными статьями Н. Ващенко «Три кита карымской Высшей народной школы» и А. Гордина «ВНШ – территория свободы», а так же записками И. Темникова «Как построить зимовьё».
  • Вышел в свет третий номер альманаха «Родные берега» его авторами стали слушатели и преподаватели ВНШ: в разделе поэзия – А. Волчук, А. Гордин, В. Дикова, Л. Капустина, В. Тетерина, А. Якуп; в разделе проза опубликованы рассказы, притчи, сказки О. Гординой «Бунт биоробота». А. Гордина «Старая притча», О. Емельянова «Медвежьи истории», Л. Зиминой «Зачем нужен напёрсток», Н. Растошинской «Правдивые истории», М. Поповой «Сказки-притчи». Интересно представлены их публицистические опыты в специальном разделе «Коллективный полевой дневник» по итогам, проведённых для студентов Педагогического университета мастер-классов эссе О. Емельянова «Школа выживания», Д. Шматкова «Стоп-кадр», Л. Шаманской «Ча-ча-ча. Гламурные штучки», Н увакиной «Я люблю рисовать», О. Власовой «Плетение из газетных трубочек», Н. Якимовой «Гламурные штучки: платки и шарфы», С. Михалёвой «Изготовление корзинок из атласных лент», А. Гордина «Корабль-призрак».

2018-2019 учебный год

  • Летом, как и прошлом учебном году, на базе летней практики Педагогического института в п. Большое Голоустное, в течении 10 дней слушатели ВНШ проводили мастер-классы по прикладному народному творчеству для первого курса социальных педагогов, обучающихся при кафедре социальной педагогики и психологии ПИ ИГУ.
  • Продолжается реализация всех направлений деятельности ВНШ. Нам исполнилось 10 лет! Школу с этим событием поздравили многие общественные организации Иркутска и Иркутской области, партнёры по образованию взрослых ВНШ п. Карымск, ВНШ г. Усолье-Сибирское, ВНШ г. Слюдянка, администрация г. Иркутска и Иркутской области, Иркутский государственный университет. Работа школы впервые была поощрена. грантом Губернского собрания Иркутской области.
  • Вышел в свет пятый номер «Народного обозрения», который делался на деньги, выигранного ВНШ гранта. Открывался он эссе, которые написали  слушатели и преподаватели ВНШ, объединённые в рубрике «Коллективный портрет «Моя высшая народная школа» (Н.Растошинская, Л.Арсентьева, О.Емельянов, В.Дикова, А.Гордин, Н.Увакина). Раздел научнопопулярная литература: О.Гордина «Общественно-образовательная деятельность Высшей народной школы в вузе», А.Гордин «Информационное насилие в сфере высшего образования как фактор отчуждения от профессиональной деятельности», В.Зоркин «Кто вы, аббат Фариа, Эдмон Дантес и граф Монте-Кристо?», В.Атутова «Женщины, изменившие мир». Раздел публицистики: А. Гордин «Интернет-авантюристы», «Записки педагога», О. Гордина «Под парусом вдохновения»: воспоминания о новаторском школьном опыте 90-х годов» В.Скороход В. «Путь к истине». Радел  поэзии: Т. Блудова «Гость небесный», Е.Кравкль Е. «Художественный свист», А.Кобелев «Мой выбор». А в разделе прозы были представлены «Сказки деда Кеши» от И.Темникова.

2019-2020 учебный год

  • Этот год для школы, как и для всей страны и мира, оказался непростой. Пандемия! Уже в марте 2020 года были прекращены занятия. В летний период сорвались грандиозные планы по благоустройству базы практики ПИ ИГУ в п.Большое Голоусное и отдыху на этой же базе актива ВНШ.
  • Но те не менее летом добровольцы ВНШ продолжали свою благотворительную деятельность по уборке мусора на берегах Байкала.
  • В октября была попытка открыит занятия в школе. На короткий период заработали кружки и студии, было проведено одно лекционное занятия. Но! По распоряжению губернатора были вновь предприняты жёсткие карантинные меры и общественная жизнь в Иркутске “затухла”, а вместе с ней и прекратились занятия в ВНШ.
  • Слушатели ВНШ продолжали общаться дистанционно. В результате этого общения небольшими группками встречались на природе, перебрасывались известиями по телефонам и айфонам и даже сумели выпустить в свет несколько книг и альманахов.
  • Вышел в свет четвёртый номер альманаха “Родные берега”, в котором опубликовали свои рассказы и стихи преподаватели и слушатели ВНШ: Анатолий Волчук (пародии и эпиграммы), Владимир Крестьянников (новые стихи), Вера Дикова (подборка стихов “Молитва”), Светлана Васюхина (подборка стихов “Вдали от суеты”), Людмила Арсентьева (подборка стихов “Ожидание любви”), Александр Гордин (подборка стихов “Потаённый ручей”), Ольга Савенкова (рассказы), Иннокентий Темников (рассказы “Возраст дожития”), Олег Емельянов (рассказы “Чудеса прогресса”), Тамара Стародубцева (дидактические сказки), Лариса Шаманская (новелла “В поисках чуда”), Ольга Тейбус (новелла “Поцелованный богом”), статьи и эссе Андрея Якупа “Воспоминания о детстве”, Светланы Булатовой “Бедная Лиза” и “Кошелёк-кошелёк”, Натальи Растошинской “Записки садовода”, Веры Диковой “Фестиваль поэзии на Байкале”, Александра Гордина “Не хлебом единым”.
  • Вышел в свет 6 номер альманаха «Народное обозрение», в котором в разделе научно-популярная литература опубликованы статьи  О.Гординой «Мы думали это весна, а это оттепель» и А.Гордина «Почему я верю писателю Андрею Антипину». В разделе «Публицистика» представлены статьи преподавателей и слушателей ВНШ: И. Темников – «Записки спасателя», С. Захаряна – «Имени Венгера» и А. Байбородина – «Думы о русском», О. Бельской – «Золотое сечение». В разделе «Проза» дебютировал с рассказом «Сказка о маленьком медвежонке» член литературного клуба И. Давыдов.

2020-2021 учебный год

  • Открыт сайт Высшей народной школы, администратором которого стал – Александр Гордин. Первыми страницами на сайте стали: “Расписание, оперативная информация”, “Информбюро ВНШ”, “Сорока на хвосте”, “У самовара ВНШ”, “Стоп-кадр!”, “Точка зрения”, Библиотека ВНШ” и др.

У школы есть свое лицо. Это прекрасное лицо мудрого, активного, творческого человека.

У нас уже есть своя история, но надеемся, что все самое интересное еще впереди!

29 июня 2021 года. В 14.00 по адресу: ул. Франка Каменецкого, 22 состоится мастер-класс члена “Союза журналистов России”, главного редактора альманахов “Родные берега” и “Народное обозрение”, доцента кафедры журналистики и медиаменеджмента ИФИЯМ ИГУ – А.И. Гордина на тему “Художественные особенности написания публицистического текста”. Приглашаются члены литературного клуба ВНШ и все желающие.

ПРОТИВ ЦИФРОВОЙ ДЕБИЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

22 июня в Иркутске на информационной площадке «Точка кипения» состоялась первая в области федеральная конференция «Цифровизация образования: будущее школы в России». В ней приняли участие Министерство образования Иркутской области, специалисты по детской психологии и образованию нашего региона, действующие педагоги и юристы, а также с докладами выступят представители общественного движения «Родители Пензы», «Всероссийского родительского союза «Вместе», а так представители Высшей народной школы г. Иркутска.

Валентина Бадюк от имени организаторов конференции – общественного движения «Родители Прибайкалья», предваряя её, сказала: «Главная цель проведения этой конференции – информирование родителей региона о том, что такое цифровизация образования и как может измениться школа уже в обозримом будущем».

Большинство участников конференции из разных уголков России единодушно признали, что изменения эти не будут позитивными.

В частности, супруги Гордины[1], руководители Высшей народной школы г.Иркутска, занимающиеся в силу своей профессиональной деятельности информационной безопасностью детей и взрослых, заявили: «Проводимый в России эксперимент – форсайт «Образование 2030» остриём своим направлен на уничтожение традиционного образования в России, изменение его ценностной парадигмы. Под прикрытием введения в образование новых прогрессивных информационных технологий, осуществляется фактическая подмена целей образования, а именно его дегуманизация, в результате чего произойдёт социальная сегрегация: разделение всех учащихся на немногочисленных элитарных, обладающих навыками непосредственного общения, обширными знаниями, умениями и навыками, и на массовых, дистанционных потребителей образовательных услуг, едва умеющих читать, писать и считать.  Такие задачи ставят перед собой трансгуманисты из Сбербанка, во главе с Грефом, представляющие интересы бизнес-сообщества в образовании, которое заинтересованно в массовом производстве потребителей, не отягощённым умственными способностями, готовыми к любым трансгенным, транссоциальным изменениям, в погоне за удовлетворением своих ограниченных биологических интересов, проще говоря, потребностей в еде, одежде, приобретении разного рода техники и удовлетворении сексуальных потребностей».

   В числе выступающих на конференции от Иркутской области были родители, учителя школ, гимназий и лицеев, преподаватели вузов.

Эмоциональным и основательным было выступление доктора филологических наук, профессора и заведующей кафедры филологии и методики Педагогического института Иркутского государственного университета Ольги Юрьевны Юрьевой, которая подчеркнула, что начавшаяся цифровизация образования непосредственно связана с уничтожение педагогического образования в России, начатого ещё в начале двухтысячных годов. Печальным частным случаем этой борьбы стало продолжающееся по сей день уничтожение Иркутского педагогического института, теперь уже в составе Иркутского государственного университета. Цель уничтожения педагогического образования совпадает с целью цифровизации образования: в отсутствие живых учителей их заменят модераторы с искусственным интеллектом, обучающие примитивным навыкам письма, чтения и счёта больших масс людей.

Не менее интересным было выступление Вячеслава Григорьевича Петрова, кандидата психологических наук, заведующего кафедрой психодиагностики и практической психологии. В своём докладе он подчеркнул, что проводимый в российском образовании эксперимент «Образовани-2020» не прошёл должной психолого-педагогической экспертизы. Что представители бизнес-сообщества, представляющие интересы в основном иностранного капитала[2],  разумеется не заинтересованы в укреплении ни российской экономики, ни в социально-экономической стабильности России. В условиях, когда Правительство России и президент не хотят слышать ни психологов, ни педагогов нашей страны, а уповают лишь на эффективных менеджеров, которые собственно и возглавляют российское образование, остается одна надежда на родителей, которые являются основными заказчиками предлагаемых их семьям «образовательных услуг». Он от имени собравшихся он поприветствовал консолидацию родителей и призвал их к более активным действия по защите прав своих детей.

Конференция длилась пять часов. Итогом её стала резолюция, которая будет направлена в аппарат Президента, во все организации и учреждения, занимающиеся вопросами образования, включая Министерство просвещения и Министерство высшего образования и науки.

Собинформ


[1] Гордина Ольга Васильевна, доцент, к.п.н, доцент кафедры социальной педагогики и психологии ПИ ИГУ; Гордин Александр Иннокентьевич, доцент, к.п.н. , доцент кафедры социальной педагогики и психологии ПИ ИГУ, доцент кафедры журналистики и медиаменеджмента ИФИЯМ ИГУ, член «Союза журналистов России». 

[2] Значительным  держателем акций Сбера являются представители иностранного капитала

ПИСЬМО ПРЕЗИДЕНТУ РОССИИ

Уважаемый Владимир Владимирович!

      Прошу обратить внимание на незаконную разрушительную деятельность Сбера в системе школьного образования. Когда слышишь или читаешь высказывания Грефа, поражаешься его фантастической гуманитарной недоразвитости. Он даже не догадывается, как дико выглядит для обычных адекватных людей. Как этот человек проник в нашу систему образования?! Ведь повсеместно уже идет эксперимент по введению СберКлассов.  На каком основании дети становятся объектом экспериментирования со стороны одиозных, не имеющих педагогического образования, вообще далеких от этой сферы людей?! Кто несет за это ответственность? Выделяются средства на обнуление знаний наших детей, переведение образования от знаний к примитивным навыкам.  Пусть Сбер экспериментирует в сфере своей компетенции. Пожалуйста соберите экспертное сообщество: общественные организации родителей, педагогов, детских психологов, специалистов по искусственному интеллекту, выслушайте их мнение по поводу цифровизации образования, инициируемой Сбером. Мы все за новые технологии, но они не должны разрушать человека. Помогите спасти достойное образование для российских детей.

О.В.Гордина, доцент, кандидат педагогических наук

Июнь 2021 года. Знай наших! Слушатели ВНШ, постоянные участники литературного клуба “Родные берега,” – Людмила Капустина и Ольга Капустина стали призёрами Всероссийского созидательного движения “Русский Лад” в номинациях “Проза” и “Поэзия”. Л.Капустина удостоена этой чести за цикл стихов “О вечном”, О.Савенкова за рассказы “Обновка” и “Помидоры”.

На этом наши девушки не остановились. Немного времени спустя они приняли участие в городском конкурсе чтецов “Глаголом жгу!”, который организовал и провёл так же “Русский Лад”, на котором Л.Капустина получила диплом первой степени в номинации “Мы помним вас, любимые поэты!”, а О.Савенкова награждена дипломом второй степени.

Поздравляем вас, девчата!

А.Гордин

12.05.2021 г. Литературный клуб в лице Гордина Александра Иннокентьевича приглашает 13 мая на лекцию Гординой Марии Александровны “Сны в произведениях Крыжановского”, которая состоится в музее В.Распутина в 17.30 по адресу ул. Свердлова, 20. На лекции будут присутствовать руководители ВНШ Александр и Ольга Гордины, с которыми можно будет встретиться и задать интересующие слушателей вопросы.

2.05.2021 г. Выпускной вечер в ВНШ состоится 14 мая в 14 часов в кафе Президент-буфет. Адрес Декабрьских событий, 21. Деньги 550 рублей перевести до 6 мая Ире Наумовой на карту по номеру телефона 8950 087 7250. Обязательно в сообщении указать, от кого перевод.

1.05.2021 г. Всегда, везде и всюдуХочу, могу и буду!

Эти слова, прозвучавшие из уст слушателей Высшей народной школы Иркутска на открытии выставки этой народной инициативы образования взрослых 23 апреля в Областной библиотеке имени Молчаново-Сибирского, можно назвать девизом «СОЮЗА неугомонных». Презентация результатов общественно-образовательной деятельности ВНШ проходила в виде концерта, состоящего из приветственных слов, исполнения стихов в том числе и собственного сочинения, танцевальных и театральных номеров, показа фильмов. Выставка будет продолжаться до 20 мая 2021 года. Более подробный материал об этом событии, проиллюстрированный фотографиями Д.Шматкова, можно прочитать на странице нашего сайта “ИНФОРМБЮРО ВНШ”.


23.04.2021 г. Все слушатели ВНШ, администрация города и области и многочисленные гости школы приглашаются! – На торжественное открытие выставки Высшей народной школы города Иркутска, которая состоится в 15.00 в помещении Областной библиотеки им. Молчанова-Сибирского по адресу: ул. Лермонтова, 253, каб. № 104. На выставке традиционно будут представлены: информация о деятельности школы за 12 лет своего существования, изделия кружков и студий, книги, альманахи “Народное обозрение”, “Родные берега”за все годы выхода в свет этих изданий, будут звучать песни, стихи в исполнении слушателей школы и многое другое, что позволяет понять общественно-образовательную ценность народной инициативы по имени ВНШ!

12.04 2021 г. На нашем сайте начинают работать две новые страницы “Стоп-кадр!” и “Записки первоклассников”. Ведёт эти страницы помощник администратора сайта – Елена Сурнина esurni@mail.ru.

Администрация сайта обращается ко всем слушателям ВНШ с просьбой присылать свои материалы на страницы. Их содержание очень простое:

  1. Стоп-кадр – фотографии слушателя периода обучения его в средней общеобразовательной школе и в период обучения в ВНШ. К ним небольшой сопроводительный текст. Если получится то в какой-нибудь лирической и в шуточной форме.
  2. Записки первоклассника: воспоминания слушателя о своём впечатлении, когда он в первый раз “переступил порог” ВНШ.

Материалы надо присылать на электронную почту Елены Сурниной (esurni@mail.ru.), указывая полностью свою фамилию, имя, отчество и телефон для оперативной связи.

5.04.2021 г. Газета НАРОДНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ РОССИИ “Национальный курс – суверенитет!”


Четырнадцать номеров этой газеты, существование которой старательно замалчивается как российскими, так и зарубежными СМИ, теперь лежат на полке нашей библиотеки. Почему это важно? Движение одно из немногих в России говорит правду о полуколониальном социально-экономическом существовании России. Поэтому оно неугодно как либералам, представляющим интересы отечественных капиталистов во всех ветвях власти, так и всем левым партиям, которые предпочитают занимать “мягкую” позицию в отношении уничтожения (перестройки) СССР Горбачёвым и грабежа (приватизации) России Ельциным.
Движение насчитывает в своих рядах около 200 тысяч человек, оно не имеет юридического лица, осуществляет свою деятельность за счёт пожертвований. Именно это движение инициировала сбор подписей за проведение референдума, состоявшегося недавно. Именно это движение продолжает собирать подписи, за то чтобы продолжить начатое дело и продолжить редактирование антинародной Конституции 1993 года, написанной под диктовку госдепартамента США.
Даже, если кто-то не согласен с этой точкой зрения, рекомендуем полистать газету. Не сомневаемся, что о многом из того, что в ней написано вы догадывались или догадываетесь. Вопрос только в том, что этими своими мыслями мы делимся в узком кругу своих близких знакомых, а активисты движения это публично высказывают в Интернете, в своей газете, с трибун избирательной и законодательной ветвей власти, где их немногочисленные представители презентуют интересы своих (наши!) избирателей.

14.03.2021 г. Книга С.Кара-мурза “Демонтаж народа” на полке БИБЛИОТЕКИ ВНШ!

На странице “БИБЛИОТЕКА ВНШ” появилась новая книжная полка – Научно-популярная литература. Кто ещё не знает, что такое образование взрослых и какое место оно занимает в научном мире, вы сможете узнать полистав книги Ольги Васильевны и Александра Иннокентьевича Гординых, которые первыми появились на полке. Кроме того, на ней представлены две самые известные книги учёного с мировым именем, исследователя современной истории России – Сергея Георгиевича Кара-Мурза “ДЕМОНТАЖ НАРОДА” и “МАНИПУЛЯЦИЯ СОЗНАНИЕМ”.

11.03.2021 г. Открыта новая страница на сайте ВНШ “СОРОКА НА ХВОСТЕ”, на которой будут публиковаться вести о неформальной жизни ВНШ и её слушателей. Первой “сорокой” стала – Наталья Растошинская, которая донесла для наших читателях-посетителях весть о творческой тусовке в студии “Гармония”, называвшейся “Музы в жизни  поэта С. Есенина”!

8.03.2021 г.Открыт новый раздел на странице “БИБЛИОТЕКА ВНШ”

На сайте ВНШ на странице “БИБЛИОТЕКА ВНШ” опубликованы две книжки Тамары Стародубцевой “СТИХИ ДЛЯ ДЕТЕЙ” (2020 г.) и “СКАЗКИ” (2021 г.). Для этого на этой странице открылся новый раздел “СТИХИ И СКАЗКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ”, который, несомненно, в скором времени пополнится новыми произведениями: написание сказок очень популярно в ВНШ.

5.03.2021 г. Сначала публикуем – потом спрашиваем!

Вышел в свет – только на нашем сайте – сборник стихов Александра Кобелева “СТАВЕНКИ РЕЗНЫЕ”. Это для автора сюрприз, потому что он ещё только готовится к печати типографским способом. Спешите прочесть! Возможно, автор попросит убрать с нашего сайта его книгу. И конечно же будет прав, потому что это форменное “фулиганство” неугомонных третьего возраста.

4.03.2021 г. Вышел в свет шестой номер альманаха ВНШ “НАРОДНОЕ ОБОЗРЕНИЕ



КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
·     Научно-популярная литература
Кара-Мурза С. О манипуляции сознанием через СМИ……………………………5
Гордина О. Мы думали это весна, а это оттепель……………………………18
Смирнов В. Андрей Антипин: предпоследний поэт деревни……………….24
Гордин А. Почему я верю писателю Андрею Антипину………………………….29
·       Публицистика
Захарян С. Имени Венгера ……………………………………………………….46
Темников И. Записки спасателя …………………………………………………51
Бельская О. Золотое сечение ……………………………………………………71
Байбородин А. Думы о русском. ……………………………………
Проза
Давыдов И. Сказка о маленьком медвежонке…………………………………84
Неизвестная А. Яблоко любви…………………………………………………101
Кузьмин Н. Осень………………………………………………………………….103
Стружилин О. Рыба………………………………………………………………105
·      Поэзия
Скороходов П. Русские песни…………………………………………………..109
·          Будушелы
Сам Самыч Где родились будушелы?…………………………………………………122
Гаврилов А. Открытое письмо……………………………………………………………124
И т.д. Всего 194 стр.
Стоимость одного экземпляра – 350 рублей.
По вопросам приобретения альманаха обращаться по к старосте ВНШ – Нине Григорьевне Увакиной по телефону: 8-914-923-82-03 или каждую среду с 16.00 до 17.30 по адресу( ул.Франка-Каменецкого, 22 (подвальный этаж ресурсного центра МКУ “Город”)

1.03. 2021 г. У нас в гостях первый номер молодёжного альманаха “АзЪ-АРТ”. Смотрите на странице “У САМОВАРА ВНШ”!

Внимание! План работы Дома Литераторов смотрите на странице ИНФОРМБЮРО ВНШ!

Презентация книги в Доме Литераторов Сегодня, 1 марта 2021 года, в 17.00 в Доме литераторов по адресу ул. Степана Разина,40 состоится презентация книги о святых Кирилле и Мефодии талантливого молодого писателя г. Иркутска Юрия Харлашкина.

Неделя неформального образования-2021 стартует в Иркутске! С 1 марта по 6 марта 2021 в Иркутске начинается традиционная Неделя неформального образования, которая проходит в рамках городского социального проекта “Иркутск – обучающийся город”. Девиз недели: “Безграмотными в 21 веке будут ни те, кто не умеют читать и писать, а те кто не умеют учиться и переучиваться!”

Инициаторами данного социального проекта в 2013 году были Высшая народная школа и администрация г.Иркутска.

Программу проекта, которая традиционно издаётся в форме буклета, можно взять в ресурсном центре по адресу: ул.Франк-Каменецкого, 22

Телефон для справок: (3952) 52-04-14; 52-04-16


Краткий отчёт за учебный год 2022-2023