Любому человеку интересно знать какие у него есть способности. Например, насколько он готов быстро и интересно выстаивать взаимоотношения с другими людьми. Какие его качества характера приятны другим людям, а от каких надо избавиться или “пригладить”, чтобы не выглядеть смешным или грубым. Предрасположен ли он к художественному творчеству. А может быть в нём дремлет Шерлок Холмс, у которого природные способности к поиску причинно-следственных связей?! Надо ли ему опасаться своих предрасположенностей к психологическим или химическим зависимостям. Как противостоять информационному насилию и телефонным мошенникам. А может быть надо повысить свою самооценку?
Об этом и о многом другом вы сможете узнать на этой странице самостоятельно или с помощью профессиональных школьных психологов. Вашим услугам будут предложены для самопознания специально подобранные тесты и анкеты. Вы сможете задавать свои вопросы ведущим этой страницы будущим педагогам-психологам, студентам, магистрантам Педагогического института ИГУ и действующим психологам. Информацию для них от вас будет собирать Гордин Александр Иннокентьевич. Её можно передавать ему лично, либо по электронной почте: a-gordin58@mail.ru
СОДЕРЖАНИЕ СТРАНИЦЫ:
1.ПРАВИЛА ИНФОРМАЦИОННОЙ ГИГИЕНЫ (А.И.ГОРДИН)
2.ТЕСТ НА ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ КИМБЕРЛИ ЯНГА
3.СКРИНИНГОВАЯ ДИАГНОСТИКА ИНФОРМАЦИОННОЙ ЗАВИСИМОСТИ (В.Д.МЕНДЕЛЕВИЧ)
4. ДИАГНОСТИКА ЦИФРОВОЙ ЗАВИСИМОСТИ (А,В, КОТЛЯРОВ, К.ЯНГ, А. ВОЙКУНСКИЙ, Ф.А. САГЛАМ, В.Д. МЕНДЕЛЕВИЧ)
5. МОЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ В ВЫСШЕЙ НАРОДНОЙ ШКОЛЕ (А.И. ГОРДИН)
6.ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ИНДЕКС СОЦИАЛЬНОГО САМОЧУВСТВИЯ (Е.И. ГОЛОВАХА, Н.В. ПАНИНА )
1.ИНФОРМАЦИОННАЯ ГИГИЕНА
Информационная гигиена – это соблюдения правил информационной безопасности (нравственно-духовной чистоплотности), во время потребления информационного продукта любой формы, содержания, а также культура реабилитации (очищения) сознания, после случайного (непреднамеренного) или неизбежно сознательного в силу каких-то сложившихся независимых от человека обстоятельств, потребления нечистоплотной (грязной) информации.
Грязная информация – это агрессивная информация направленного действия, выполняющая насильственные функции через: объём неадекватный для ситуативного восприятия, заложенного в него содержания; интонацию, имеющую демоническо-шизофренический окрас; ритм, психологически мастурбирующий (расшатывающий) эмоционально-волевое состояние человека; а также информация, апеллирующая к низменным инстинктам человека.
ПРАВИЛА ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И РЕАБИЛИТАЦИИ ВО ВРЕМЯ СОБЛЮДЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ГИГИЕНЫ (А.И.ГОРДИН)
1.Информацию необходимо потреблять дозировано (правило информационного чревоугодия).
2. Потреблять информационный продукт не хаотично, а осознанно в нужное время для достижения определённых целей (избранно), не позволяя возникновению в сознании смысловой сумятицы (правило избранности информационного продукта).
3. Проявлять осторожность во время потребления информации, не доверяя её «красочной упаковке», отключаюсь от источника, её транслирующего всякий раз, когда возникают сомнения в качестве содержания (правила осторожного употребления информации).
4. После непреднамеренного или навязанного извне потребления информации низкого качества, немедленно не откладывая на потом, производить «дезинфекцию» любыми имеющими под рукой в данный момент средствами:
– с помощью иронии, юмора и шутки,
– обращение к позитивной информации,
– обращение к образцам высококачественной информации в виде классической литературы или высокохудожественных образцов искусства,
– простое созерцание приятных для глаза и души явлениям растительной природы, животного мира, близких людей – детей, внуков, родителей и т.п. (правило информационной реабилитации).
2. ТЕСТ НА ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ КИМБЕРЛИ ЯНГА
ИНСТРУКЦИЯ. Перед вами 40 вопросов. Прочитайте их внимательно и пометьте наиболее подходящий для вас ответ галочкой справа.
Вопрос | Никогда | Иногда | Регулярно | Часто | Всегда |
Замечаете, что проводите в онлайне больше времени, чем намеревались? | |||||
Пренебрегаете домашними делами, чтобы подольше побыть в сети? | |||||
Предпочитаете пребывание в сети личному общению с партнером? | |||||
Заводите знакомства с пользователями интернета, находясь в онлайне? | |||||
Раздражаетесь из-за того, что окружающие интересуются количеством времени, проведенным Вами в сети? | |||||
Отмечаете, что перестали делать успехи в работе, или творческой деятельности, так как слишком много времени проводите в сети? | |||||
Проверяете электронную почту раньше, чем сделаете что-то другое, более необходимое? | |||||
Отмечаете, что снижается производительность труда из-за увлечения интернетом? | |||||
Занимаете оборонительную позицию и скрытничаете, когда вас спрашивают, чем вы занимаетесь в сети? | |||||
Блокируете беспокоящие мысли о вашей реальной жизни мыслями об интернете? | |||||
Обнаруживаете себя предвкушающим очередной выход в Сеть? | |||||
Ощущаете, что жизнь без интернета скучна, пуста и безрадостна? | |||||
Ругаетесь, кричите или иным образом выражаете свою досаду, когда кто-то пытается отвлечь вас от пребывания в сети? | |||||
Пренебрегаете сном, засиживаясь в интернете допоздна? | |||||
Предвкушаете, чем займетесь в интернете, находясь в офлайне? | |||||
Говорите себе: “Еще минутку”, сидя в сети? | |||||
Терпите поражение в попытках сократить время, проводимое в онлайне? | |||||
Пытаетесь скрыть количество времени, проводимое вами в сети? | |||||
Вместо того, чтобы выбраться куда-либо с друзьями, выбираете интернет? | |||||
Испытываете депрессию, подавленность или нервозность, будучи вне сети и отмечаете, что это состояние проходит, как только вы оказываетесь в онлайне? | |||||
Чувствуете ли Вы эйфорию, оживление, возбуждение, находясь за компьютером? | |||||
Требуется ли Вам проводить всё больше времени за компьютером, телевизором чтобы получить те же ощущения? | |||||
Чувствуете ли вы пустоту, депрессию, раздражение, находясь не за компьютером или телевизором? | |||||
Случалось ли Вам пренебрегать важными делами, в то время как Вы были заняты за компьютером, но не работой? | |||||
Проводите ли Вы в сети больше 3-х часов в день? | |||||
Если Вы в основном используете компьютер для работы(учебы), общаетесь ли в рабочее(учебное) время в чатах или заходите на сайты, не связанные с работой(учебой), более 2-х раз в день? | |||||
Качаете ли Вы файлы с сайтов с порнографическим содержанием? | |||||
Считаете ли Вы, что с человеком легче общаться «онлайн», нежели лично? | |||||
Говорили ли Вам друзья или члены семьи, что Вы слишком много времени проводите «онлайн»? | |||||
Мешает ли Вашей деловой активности количество времени, проводимое в сети? | |||||
Бывало ли такое, что Ваши попытки ограничить время, проводимое в сети, оказывались безуспешными? | |||||
Бывает ли так, что Ваши пальцы устают от работы на клавиатуре или от щёлканья кнопкой мыши? | |||||
Случалось ли Вам лгать на вопрос о количестве времени, проводимом в сети? | |||||
Был ли у Вас хоть раз «синдром карпального канала» (онемение и боли в кисти руки)? | |||||
Бывают ли у Вас боли в спине чаще 1-го раза в неделю? | |||||
Бывает ли у Вас ощущение сухости в глазах? | |||||
Увеличивается ли время, проводимое Вами в сети? | |||||
Случалось ли Вам пренебречь приёмом пищи или есть прямо за компьютером, чтобы остаться в сети? | |||||
Случалось ли Вам пренебречь личной гигиеной, например, бритьём, причёсыванием и т.п., чтобы провести это время за компьютером? | |||||
Появились ли у Вас нарушения сна и/или изменился ли режим сна с тех пор, как Вы стали использовать компьютер ежедневно? |
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ.
Ответы на каждый из вопросов теста оценивают по 5-балльной шкале:
никогда или крайне редко — 1 балл,
иногда — 2 балла,
регулярно — 3 балла,
часто — 4 балла,
постоянно — 5 баллов.
ПОДСЧЁТ РЕЗУЛЬТАТОВ:
20–49 баллов — обычный пользователь Интернета,
50–79 баллов — есть некоторые проблемы, связанные с чрезмерным увлечением Интернетом,
80–100 баллов — интернет-зависимость.
4.ДИАГНОСТИКА ЦИФРОВОЙ ЗАВИСИМОСТИ (А,В, КОТЛЯРОВ, К.ЯНГ, А.ВОЙКУНСКИЙ, Ф.А. САГЛАМ, В.Д. МЕНДЕЛЕВИЧ)
Инструкция: Ответьте на предложенные вопросы, используя следующие оценки никогда – 0, редко – 1, часто – 2, очень часто – 3, всегда – 4.
- Как часто Вы замечаете свои слова «еще пару минут…», когда находитесь за компьютером, смартфоном, телевизором?
- Как часто Вы забывали о своих домашних обязанностях, об учебе, встречах и договоренностях, чтобы провести больше времени за компьютером, телевизором, смартфоном?
- Часто ли Вы регистрируетесь и участвуете на форумах, чатах, социальных сетях?
- Как часто Вы знакомитесь в Интернете или компьютерных салонах?
- Часто ли Вы чувствуете себя удачливее, интереснее, находчивее, когда работаете на компьютере, находитесь в сети онлайн?
- Как часто Вы проверяете электронную почту, прежде чем заняться работой или учебой на компьютере?
- Часто ли Вы обсуждаете возможности цифровой техники со своими знакомыми, пытаетесь узнать больше о данной технике?
- Как часто Вы сопротивляетесь разговору или скрываете, если Вас спрашивают о том, что Вы делали в сети?
- Часто ли работа на компьютере, провождение времени в социальных сетях помогает Вам забыть о неприятностях?
- Вы чувствуете приятое предвкушение от предстоящего выхода в сеть?
- Часто ли Вы засиживаетесь за компьютером, смартфоном, телевизором так, что не успеваете помыться, поесть, выспаться?
- Как часто Вы раздражаетесь, если что-то отрывает Вас от компьютерной игры?
- Часто ли Вы специально начинаете играть в игру или серфинговать в Интернете, чтобы справиться с неприятными мыслями или со стрессом?
- Бывает ли такое чувство, что Вы поглощены Интернетом, когда не находитесь в сети, или воображаете, что Вы там будете делать?
- Как часто Вы замечаете, что сидите за компьютером, смартфоном, телевизором дольше, чем планировали?
- Часто ли у Вас болит голова или кисти рук, возникает сухость глаз?
- Как часто Вы пытаетесь скрыть количество времени пребывания в сети?
- Часто ли Вы играете в ролевые компьютерные игры?
- Как часто Вы чувствуете подавленность, плохое настроение, нервничаете, которые вскоре исчезают, стоит Вам заняться делом на компьютере, смартфоне?
- Часто ли компьютерные игры, игры в телефоне бывают действительно захватывающими, как настоящие события?
- Часто ли Вы замечаете, что работа за своим компьютером удается Вам лучше, чем за чужим?
- Часто ли пьете или едите что-нибудь во время работы на компьютере, или просматривая телевизор?
- Вы заранее думаете об компьютерных играх, часто вспоминаете предыдущие этапы игры, предвкушаете последующие?
- Часто ли Вы выходите в Интернет, играете в компьютерные игры или работаете на компьютере, чтобы занять свободное время?
- Как часто Вы теряете сон, когда допоздна сидите в Интернете?
- Часто ли Вы выясняете отношения со знакомыми с помощью переписки в социальной сети или через электронную почту?
- Часто ли Вы предпочитаете развлечения в Интернете реальному общению с друзьями, семьей?
- Считаете ли Вы, что покупки через Интернет выгоднее?
- Часто ли вы обращаетесь к компьютеру, смартфону по прозвищу или «уговариваете» его работать быстрее и лучше?
- Часто ли люди не знают элементарных понятий о компьютере (скайп, реал, серфинг в сети и т.д.)?
- Как часто Ваши знакомые жалуются, что Вы постоянно «сидите» за компьютером, «зависаете» в смартфоне?
- Часто ли Вы задумываетесь, что хакеры, программисты очень необычные и интересные люди?
- Часто ли Вы раздражаетесь из-за медленного соединения Интернета, когда «зависает» компьютер или «сбоит» программа?
- Часто ли Вы прежде выполнения заданий по учебе или работе стараетесь вдоволь наиграться в компьютерные игры или сделать все самое важное в социальной сети?
- Часто ли Вам хочется иметь более мощную цифровую технику?
- Часто ли Вы предпочитаете телевизору компьютер?
- Часто ли Вы чувствуете, что Интернет или компьютерные игры позволяют Вам наиболее полно и свободно показать себя, реализоваться?
- Часто ли Вы говорите неправду о себе в Интернете?
- Как часто Вы предпочитаете общаться в сети вместо того, чтобы встретиться с людьми, сходить в кино, театр и т.п.?
- Как часто Вы пытаетесь безуспешно уменьшить время, проводимое за компьютером?
- Часто ли Вы задумываетесь о возможностях компьютерных игр, Интернета для достижения «жизненных целей»?
- Часто ли Вы думаете связать свою профессию, хобби, досуг с работой за компьютером?
- Как часто «страдает» Ваша учеба (работа) из-за Интернета или компьютера?
- Часто ли Вы убеждаетесь, что в современном мире везде нужен компьютер для полноценной работы и отдыха?
- Как часто Вы думаете, что жизнь без социальных сетей станет скучной, пустой и неинтересной?
- Часто ли окружающие не понимают, насколько важно вам завершить начатое на компьютере дело?
- Как часто Вы прерываете переписку или не начинаете общение в Интернете с неинтересными Вам людьми?
- Часто ли компьютер помогает Вам показать свои способности в работе или учебе?
Обработка результатов:
Низкий уровень зависимости (или отсутствие выраженных признаков зависимого поведения): 0-63 баллов.
Средний уровень зависимости (или признаки зависимого поведения выражены слабо): 64-128 баллов.
Высокий уровень зависимости (или признаки зависимого поведения выражены сильно): 129 – 192 баллов.
Вопросы теста разделены на три компонента:
Компенсаторный компонент или компьютерная зависимость как атарактическая зависимость (по В.Д. Менделевич): проблемы в построении отношений с реальностью; Эмоциональный контакт с виртуальностью; поиск гармонии, эмоциональной стабильности и удовольствия в виртуальности – т.е. всё, что способствует компенсации неблагополучности, (вопросы 5, 8, 9, 10, 13, 14, 18, 19, 20, 21, 23, 29, 36, 37, 45, 48);
Социальный компонент или помещение интересов, жизненных приоритетов в виртуальное пространство (по А.В. Котлярову): раздражение при разрыве контакта, связывание своего будущего и планов с компьютером; отношения в виртуальности (вопросы 2, 3, 4, 7, 12, 26, 28, 30, 32, 33, 38, 39, 41, 42, 46, 47);
Сверхценностный компонент, или степень поглощенности личного пространства компьютером (по А.В. Котлярову, К. Янг, А. Войкунскому, Ф.А. Саглам): затраты времени, здоровья, денег на компьютер, смартфон (вопросы 1, 6, 11, 15, 16, 17, 22, 24, 25, 27, 31, 34, 35, 40, 43, 44).
Число вопросов сознательно увеличено, что даёт возможность детализировать некоторые аспекты зависимого от Интернета поведения и сравнить в результате полученные баллы по компонентам между собой. Это позволяет вести коррекционную программу эффективнее. Так же методика может использоваться как фронтально, так и в индивидуальной работе.
5. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ АВТО-ИНТЕРВЬЮ
МОЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ В ВЫСШЕЙ НАРОДНОЙ ШКОЛЕ (А.И. ГОРДИН)
ФИО Автора: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Время м качественные социальные характеристики:
- Вчера – социальная память.
- Сегодня – текущая социальная идентификация.
- Завтра – социальное воображение.
ВЧЕРА
- Когда я пришла (пришёл) в ВНШ мне хотелось:
– мечтала или мечтал _________________________________________________________________________________________________________________________________________________
– думала или думал научиться
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
– хотела или хотел поделиться знаниями и умениями
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________ – другое
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
СЕГОДНЯ
- Сегодня в ВНШ у меня:
– много друзей
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
– интересное дело
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________- новая социальная роль
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________- другое
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ЗАВТРА
- В ближайшем будушем я в ВНШ буду
– заниматься
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________- предложу новую идею
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________- сделаю самостоятельно
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________- организую для всех (для группы, коллектива ВНШ)
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________- другое
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ИНДЕКС СОЦИАЛЬНОГО САМОЧУВСТВИЯ (Е.И. Головаха, Н.В. Панина )
Опросный лист №1
Задание:
Внимательно прочитайте каждое суждение и ответьте на вопрос:
“ЧЕГО ИЗ ПЕРЕЧИСЛЕННОГО НИЖЕ ВАМ НЕ ХВАТАЕТ?”
Обведите кружком номер соответствующего вашему мнению
варианта ответа.
Ответ дайте по каждому суждению
ВОПРОСЫ | ПОКАЗАТЕЛИ | |||
не хватает | трудно сказать, хватает или нет | хватает | не интересует | |
1. Умения жить в новых общественных условиях | 1 | 2 | 3 | 4 |
2. Защиты от преступности | 1 | 2 | 3 | 4 |
3. Руководителей, способных управлять государством | 1 | 2 | 3 | 4 |
4. Возможности приобщаться к своей национальной культуре | 1 | 2 | 3 | 4 |
5. Доброты и сочувственного отношения окружающих людей | 1 | 2 | 3 | 4 |
6. Здоровья | 1 | 2 | 3 | 4 |
7. Подходящей работы | 1 | 2 | 3 | 4 |
8. Необходимой одежды | 1 | 2 | 3 | 4 |
9. Хорошего жилья | 1 | 2 | 3 | 4 |
10. Современных экономических знаний | 1 | 2 | 3 | 4 |
11. Справедливой оценки заслуг человека перед обществом | 1 | 2 | 3 | 4 |
12. Уверенности в своих силах | 1 | 2 | 3 | 4 |
13. Экологической безопасности | 1 | 2 | 3 | 4 |
14. Соблюдения в стране прав человека | 1 | 2 | 3 | 4 |
15. Уверенности, что не будет межнациональных конфликтов | 1 | 2 | 3 | 4 |
16. Настоящих друзей | 1 | 2 | 3 | 4 |
17. Необходимой медицинской помощи | 1 | 2 | 3 | 4 |
18. Образования | 1 | 2 | 3 | 4 |
19. Модной и красивой одежды | 1 | 2 | 3 | 4 |
20. Необходимой мебели | 1 | 2 | 3 | 4 |
21. Современных политических знаний | 1 | 2 | 3 | 4 |
22. Норм и ценностей, объединяющих людей в государстве и обществе | 1 | 2 | 3 | 4 |
23. Решительности в достижении своих целей | 1 | 2 | 3 | 4 |
24. Юридической помощи в защите своих прав и интересов | 1 | 2 | 3 | 4 |
25. Политических свобод (слова, совести, передвижения) | 1 | 2 | 3 | 4 |
26. Знания русского языка | 1 | 2 | 3 | 4 |
27. Счастья в семейной жизни | 1 | 2 | 3 | 4 |
28. Возможности полноценно проводить отпуск | 1 | 2 | 3 | 4 |
29. Возможности подрабатывать | 1 | 2 | 3 | 4 |
30. Возможности приобретать самые необходимые продукты | 1 | 2 | 3 | 4 |
31. Автомобиля | 1 | 2 | 3 | 4 |
32. Современных научно-технических знаний | 1 | 2 | 3 | 4 |
33. Стабильности в государстве и обществе | 1 | 2 | 3 | 4 |
34. Инициативы и самостоятельности в решении жизненных проблем | 1 | 2 | 3 | 4 |
35. Государственной защиты от снижения уровня жизни | 1 | 2 | 3 | 4 |
36. Политических идеалов, заслуживающих поддержки | 1 | 2 | 3 | 4 |
37. Взаимопонимания между людьми разных национальностей | 1 | 2 | 3 | 4 |
38. Любимого человека | 1 | 2 | 3 | 4 |
39. Полноценного досуга | 1 | 2 | 3 | 4 |
40. Возможности трудиться с полной отдачей | 1 | 2 | 3 | 4 |
41. Возможности питаться в соответствии со своими вкусами | 1 | 2 | 3 | 4 |
42. Садового (приусадебного) участка | 1 | 2 | 3 | 4 |
43. Информации о тех изменениях, которые происходят в обществе | 1 | 2 | 3 | 4 |
44. Уверенности в том, что ситуация в стране будет улучшаться | 1 | 2 | 3 |
Опросный лист №2
Задание:
Внимательно прочитайте каждое суждение и ответьте на вопрос:
“ЧЕГО ИЗ ПЕРЕЧИСЛЕННОГО НИЖЕ ВАМ НЕ ХВАТАЕТ?”
Обведите кружком номер соответствующего вашему мнению варианта ответа.
Ответ дайте по каждому суждению.
ВОПРОСЫ | ПОКАЗАТЕЛИ | |||
не хватает | трудно сказать, хватает или нет | хватает | не интересует | |
1 Умения жить в новых общественных условиях | 1 | 2 | 3 | 4 |
2 Здоровья | 1 | 2 | 3 | 4 |
3 Подходящей работы | 1 | 2 | 3 | 4 |
4 Необходимой одежды | 1 | 2 | 3 | 4 |
5 Хорошего жилья | 1 | 2 | 3 | 4 |
6 Современных экономических знаний | 1 | 2 | 3 | 4 |
7 Уверенности в своих силах | 1 | 2 | 3 | 4 |
8 Необходимой медицинской помощи | 1 | 2 | 3 | 4 |
9 Модной и красивой одежды | 1 | 2 | 3 | 4 |
10 Необходимой мебели | 1 | 2 | 3 | 4 |
11 Современных политических знаний | 1 | 2 | 3 | 4 |
12 Решительности в достижении своих целей | 1 | 2 | 3 | 4 |
13 Юридической помощи в защите своих прав и интересов | 1 | 2 | 3 | 4 |
14 Возможности полноценно проводить отпуск | 1 | 2 | 3 | 4 |
15 Возможности подрабатывать | 1 | 2 | 3 | 4 |
16 Возможности приобретать самые необходимые продукты | 1 | 2 | 3 | 4 |
17 Инициативы и самостоятельности в решении жизненных проблем | 1 | 2 | 3 | 4 |
18 Полноценного досуга | 1 | 2 | 3 | 4 |
19 Возможности трудиться с полной отдачей | 1 | 2 | 3 | 4 |
20 Возможности питаться в соответствии со своими вкусами | 1 | 2 | 3 | 4 |
КЛЮЧ:
НОРМАТИВНЫЕ ГРАНИЦЫ УРОВНЕЙ
СОЦИАЛЬНОГО САМОЧУВСТВИЯ
Наименование уровня | Значение ИИСС-44 | Значение ИИСС-20 | Стандартизирован-ное значение ИИСС |
Низкий | 44-65 | 20-27 | <40 |
Пониженный | 66-71 | 28-29 | 40-44 |
Средний | 72-86 | 30-40 | 45-55 |
Повышенный | 87-91 | 41-42 | 56-60 |
Высокий | 92-132 | 43-60 | >60 |