СОВЕТСКИЙ ПАРТИЗАНСКИЙ ОТРЯД ПО ИМЕНИ «ИРКУТСКАЯ ВЫСШАЯ НАРОДНАЯ ШКОЛА»

22 февраля 2024 года исполнилось 15 лет общественно-образовательной деятельности «Высшей народной школы» Иркутска, которая по своей форме – общественная инициативы энтузиастов образование взрослых длинною в жизнь из числа педагогов и людей третьего возраста.

В 1997 год, у в самый разгар развала России, вопреки лютому крайнему индивидуализму, поглощавшему не только российскую экономику, но и образование, в Санкт-Петербурге началось возрождение движения Высших народных школ. У истоков этой формы образования взрослых стоял в 19 веке, знаменитый учёный, профессор и педагог Николай Иванович Пирогов.

А первая Высшая народная школа в современной России родилась благодаря профессору, доктору экономических наук Нине Петровне Литвиновой. Она же автор социальных проектов «обучающаяся Россия» и «Неделя неформального образования в России».

Её инициативу в первое десятилетие 2000-ых подхватили, при поддержки администрации своего вуза, преподаватели кафедры социальной педагогики и психологии Педагогического института ИГУ, который тогда ещё был Иркутским педагогическим университетом[1]. Ещё в 2005 году они прошли обучение в Санкт-Петербурге на семинаре Н.П. Литвиновой и защитили социальный проект создания Высшей народной школы в Иркутской области. Позже, в 2007 году стали региональными координаторами проведения очередной «Недели образования взрослых в России» (С-Петербург – Иркутск –  Китай). А в 2009 году в Иркутске была открыта своя собственная, первая в Восточной Сибири, Высшая народная школа, которая до сих пор имеет, несмотря на сложившийся коллектив и явные признаки институализации, всего лишь форму общественной инициативы.

Что же такое Высшая народная школа Иркутска? Если в шутку – это партизанский отряд, состоящий в основном из бывших граждан СССР, которые самим своим многолетним фактом существования не только отрицает современные утилитарные ценности, но и ведёт активную «подрывную деятельность» против монетизации образования и вообще внедрения любых платных услуг в сферу культуры. В основе их «экстремисткой» ценностной «диверсионной деятельности» положены идеи коллективизма, творческого саморазвития, как необходимые социальные условия для сохранения российской идентичности.

А если всерьёз, Высшая народная школа – это добровольческий проект, цель которого: дать человеку третьего возраста новый шанс в жизни, создать условия для его самореализации в новом социальном статусе пенсионера. За пятнадцать лет в деятельности проекта участвовало по нашим оценкам, основанным на постоянном социально-педагогическом изучении образовательного процесса, до 10 000 тысяч человек. В каждом учебном году вокруг актива школы, именуемым себя Советом, объединяется до 500 человек, которые еженедельно посещают лекции и занимаются в более чем 20 студиях и клубах по интересам.

Высшая народная школа – это постоянная включенность достаточно большого количества людей серебряного возраста, проживающих в Иркутске и Иркутской области, в социально значимые дела региона и России.

Высшая народная школа -это особенный образ жизни. Уникальность и высокий гуманистический пафос Высшей народной школы в том, что она принимает людей пенсионного возраста как студентов, у которых еще многое впереди. Наверное, поэтому слушатели ВНШ так молоды и энергичны, а студенты Иркутского государственного университета, которые включены в образовательный процесс ВНШ, так по-взрослому ответственны и интересны.

Для преподавателей высшего образования, включённых в общественно-образовательную деятельность ВНШ – это территория свободной профессиональной деятельности. 

Высшая народная школа для слушателей ВНШ – это улыбки людей, понимающих, что они люди, а не механические куклы в руках политических кукловодов. А ещё это – простота и искренность взаимоотношений людей разного возраста, когда у них есть право на ошибку и на жизнетворчество. 

Высшая народная школа – это островок в виде спасательного круга, который позволяет людям. оказавшимся в трудной жизненной ситуации (а в России – это все пенсионеры!) оставаться на плаву, не утонуть в потоках грязной и агрессивной информации, льющихся с экранов телевизоров и Интернета. Это кислородная подушка, которая не даёт задохнуться им от информационного насилия, технократизма и лжегуманизма.

Открытие в 2009 году Иркутской Высшей народной школы в стране победившего в 90-ые годы крайнего индивидуализма, не отягощённого устаревшим к тому времени понятием «совесть», было смелым и рискованным шагом. Конечно, этот социальный проект имел с самого начала и имеет до сих пор массовую поддержку слушателей, персональную поддержку нескольких настоящий профессионалов-управленцев из городской и областной администрации. Не будем скрывать, что школу буквально опекает некоторое количество энтузиастов из профессорско-преподавательского состава вузов города и лидеров общественных организаций.

Но и эта же школа, по вполне понятным причинам, всё ещё вызывает раздражение у тех, кто привык всё в общественной жизни измерять либо количеством регионального или федерального финансирования, либо политической целесообразностью. Именно они считают ВНШ – партизанским отрядом, который действует на территории региона вопреки сложившимся во всех сферах жизнедеятельности России рыночным отношениям.

Ну что ж, если ВНШ для кого-то партизанский отряд, мы не против. Только тогда называйте нас «советский партизанский отряд». Потому что мы, рождённые в СССР, никогда не отказывались и не отказываемся до сих пор от главных ценностей канувшей в прошлое, но ни в небытие, нашей страны. Нравиться кому-то это или не нравиться, но любая страна не может считаться мёртвой, пока живы люди олицетворяющие её духовно-нравственную суть. И как подтверждение этого – коллективизм, желание жить интересами общества, вера в социальную справедливость вот что до сих пор здравствует в наших сердцах, а главное в наших общественно полезных делах.

С праздником уважаемые единомышленники и все иркутяне, которым небезразлична идея образования длинною в жизнь!

Александр Гордин,

член Совета директоров

Иркутской Высшей народной школы


[1] Доценты, кандидаты педагогических наук Ольга Васильевна и Александр Иннокентьевич Гордины.

Обновлено: 26.02.2024 — 06:39

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *